Из серии «Пушкин в Тифлисе»
Лист № 3. 1990–1991
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияИллюстрация
- Поделиться
Собранию Русского музея принадлежат несколько десятков рисунков известного художника, сценариста, режиссера, кукольника, создателя знаменитого Тбилисского театра марионеток Реваза Габриадзе из серий, посвященных А. С. Пушкину — «Свободу Пушкину!», «Пушкин на Кавказе» и «Пушкин в Тифлисе».
К истории возникновения этих рисунков равно причастны два друга — художник Резо Габриадзе и писатель Андрей Битов, вдохновенно сочинявшие новые эпизоды биографии поэта. Согласно неожиданному, но точному определению Андрея Битова, «Пушкин — первый наш не выездной». <...>
Десятки листов, нарисованных Габриадзе, повествуют о том, что могло бы быть с Пушкиным, если бы ему разрешили уехать, и он бы побывал в Испании, и о том, что с ним происходило на Кавказе.
<...>
Ни в Париж, ни в Китай Пушкина не выпускали. Даже Грузия была так же недостижима как любая «заграница». Пушкин просился на Кавказ еще в 1819 — не пустили, не пустили и после 1825. В конце концов он взял «подорожную» и уехал без высочайшего разрешения в мае 1829 года в действующую армию, в Арзрум.
По словам Битова, «необыкновенное чувство свободы и молодости охватило его. Встречи с друзьями, простота и равенство военных биваков, свобода реальной войны — будто это Петербург был казармой, а здесь — увольнительная»*. С нетерпением поэт торопился в Тифлис. Там ожидали предвкушаемые радости — не только знаменитые серные бани, но, главное, встречи и пиры со старыми русскими и новыми грузинскими друзьями, которые устроили первый и последний в жизни поэта юбилей, его тридцатилетие, праздник в европейско-восточном вкусе. Наталья Козырева. «Невыездной» Пушкин // «Он победил и время и пространство...». СПб, 2024. С. 217.