Рисунок для журнала «Безбожник»
1927
<...> в начале 1920-х годов Дейнека учился во ВХУТЕМАСе у выдающегося мастера гравюры и теоретика искусства Владимира Фаворского, под значительным влиянием которого сформировались его основные выразительные приемы:
- Композиционная цельность — умение выстраивать картину как единую структуру, в которой каждая деталь подчинена общей ритмической организации.
- Динамика и ритм.
- Пластическая выразительность силуэта.
- Пространственное мышление.
- Графическая дисциплина — четкость линий, конструктивность форм, внимание к композиционному балансу.
Следует подчеркнуть, что Фаворский был приверженцем анализирующего взгляда на форму, что повлияло на Дейнеку, научив его видеть взаимосвязь элементов, их ритм и логику построения. Хотя ученик развил свой собственный стиль, далекий от традиций Фаворского, влияние принципов его педагога чувствуется во всей композиционной системе Дейнеки — от ранней графики до монументальных росписей.
<...> рисунок 1927 года, созданный для советского антирелигиозного иллюстрированного журнала «Безбожник у станка», <стал> частью масштабной кампании по продвижению атеизма и критике религии в Советском Союзе. Журнал критиковал религию с марксистских позиций, освещая вопросы социалистического строительства, культуры и антирелигиозной пропаганды в СССР. Критике подвергались различные конфессии, включая христианство, ислам, иудаизм и буддизм. На страницах издания публиковались статьи, очерки, художественные произведения, а также сатирические карикатуры, высмеивающие религиозные обряды и деятелей.
<...> это предельно ясное визуальное порицание тех, кто не может отказаться от веры в Бога. Слева — сцена религиозного обряда: возле древних образов, неизменных как сама церковная догма, священник благословляет прихожанку. Справа перед Богородичной иконой замерли две женщины. По костюмам безошибочно определяется их социальный статус — нэпманша, чья поза выражает уверенность и напор, и рабочая, словно стыдящаяся своего пребывания в храме. На страницах журнала рисунок был дополнен сопроводительной надписью, поясняющей изображенную сцену: «И что, ты работница в чужое стадо забилась? Ведь этим то нэпачам выгодно с попами возиться, а ты что тут позабыла?» Дейнека использует минимум деталей, чтобы сделать идеологический посыл жёстким и мгновенно считываемым. Это не иллюстрация — это агитационный удар, графическая формула советской пропаганды, в которой старый мир выглядит отжившим и чуждым современной действительности. Станкевич Е. В. Материалы к виртуальной выставке «Александр Дейнека» на платформе «Артефакт». 2025.
В 1920-е годы Дейнека оттачивал свой графический стиль в многочисленных рисунках для журналов («Прожектор», «Безбожник», «Безбожник у станка») — они отличались остротой, нередко подчеркнутым гротеском, эти же черты позднее проявились в листах, созданных в США, Париже, Риме, Берлине и Вене. Н. М. Козырева. Дейнека — «первый советский художник» // Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения. СПб. 2025. С. 6.