Коллекция онлайн

1894, Воронеж — 1964, Москва

Водная станция «Динамо»

1928


XX век — сложный период распада империй, мировых войн и десятков внутренних конфликтов. В этих условиях физическая активность, сила, быстрота реакции стали качествами, которые помогали выжить в суровое и неоднозначное время. Уже в 1920-е годы молодое советское государство делает спорт важной составляющей жизни нового общества, наделяя его не только развлекательной, но и воспитательной, даже идеологической функцией. Тогда спортивная деятельность прежде всего понималась как физкультура, культ здорового сильного тела, причем вне зависимости от пола. Женщины наравне с мужчинами побуждались к соревнованиям, участию в кроссах и спартакиадах, что отразилось во многих художественных произведениях 1920–1930-х годов. Идеология этих лет подразумевала строительство нового общества сильными ответственными гражданами, готовыми к труду и обороне. К 1931 году утверждаются нормы ГТО («Готов к труду и обороне»), закрепляющие важность спорта для гражданина социалистического государства. Спорт вошел в жизнь народа и стал неотъемлемой частью досуга. Искусство той поры наполнено образами физкультурников, футболистов, гимнастов и атлетов. Окончательно оформившаяся к 1930-м годам советская эстетика во многом опиралась на античные образцы и пропорции, противопоставляя их мещанским идеалам и утонченному пессимизму русского модерна. На античном наследии базировалась и академическая школа живописи и скульптуры — пластическая анатомия тел людей и животных всегда была твердым основанием для художников со времен Леонардо да Винчи. Спортивные состязания в этом контексте становились прекрасным способом раскрыть красоту телесной пластики. Егор Могилевский. «Молодежь — на стадионы!» // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 6.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: