Вид кремлевского строения в Москве с Каменного моста
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид на Кремль от Каменного моста в Москве». Начало 1800-х
- Бумага, офорт, акватинта раскрашенная. И.: 39,4 х 67,1; л.: 54,5 х 77,2; д.: 47,8 х 72
- Гр.-31604
Пост. от М. И. Терещенко
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Эта точка обзора была известна уже в середине XVIII века М. И. Махаеву: среди его архитектурных рисунков к коронационной серии Екатерины II находился лист «Каменный мост, через который весь Кремль видно». На рубеже XVIII–XIX веков панорама Кремля из-за арок Каменного моста стала одним из излюбленных мотивов у Ф. Я. Алексеева. Своеобразие решения, предложенного Делабартом, состояло в том, что он не стал изображать Каменный мост, а Кремль отодвинул в глубину и сместил его из центра холста, обозначив на крутом Боровицком холме между Боровицкой и Водовзводной башнями группу кремлевских строений: Императорский дворец, Благовещенский (1484–1489) и Архангельский (1505–1508) соборы, колокольню и звонницу Ивана Великого (1505–1508, 1532–1539), Сретенский собор (1560-е, снесен в 1801) и церковь Рождества Иоанна Предтечи под Бором (древнейшую святыню Кремля, разобранную «за ветхостью» в 1847 году).
Делабарт поступает не столько как видописец Кремля, сколько как панорамист города. Треть холста занимает изображение Москвы-реки и ее берегов. На первом плане часть Кремлевской набережной, остававшаяся тогда одной из самых «неблагообразных» местностей в центре города: изрезанная береговая линия, портомойня (плот для мытья и полоскания белья), перила деревянного моста через устье еще не взятой в трубу топкой и мутной Неглинной, за нею каменные склады-магазины. Среди невзрачной деревянной застройки выделяется трехэтажный дом с балконом и пилястрами по фасаду. Выстроенный в 1760-х годах, но в основе относящийся к XVII веку, он в петровское время принадлежал воспитателю будущего императора думному дьяку Никите Зотову, а после пожара 1812 года получил ампирную обработку фасада и в перестроенном виде дошел до наших дней.
Участок Кремлевской набережной вдоль Кремлевской стены и Софийская набережная на противоположном берегу уже превращены (согласно «Прожектированному плану» 1775 года) в «набережные улицы»: берега укреплены сваями и обшиты деревянными «обрубами». На набережной под Кремлевской стеной устроен бульвар, береговая полоса выровнена, подсыпана землей, посажены два ряда деревьев. Такого рода обновление было столь невиданным в Москве, что «на Кремлевской набережной с 1795 года устраивались каждый вечер великосветские гулянья, причем по реке скользили лодки с роговою музыкой. Однако сырость от воды и холод вскоре отпугнули гуляющих, благо в 1796 году был устроен Тверской бульвар, куда и перешли гулянья».
Глубину панорамы замыкают деревянный на сваях Москворецкий мост (перестроен в 1782) и виднеющееся за поворотом реки огромное здание Воспитательного дома (главный корпус построен в 1771–1781, архитектор К. И. Бланк).
Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.