Коллекция онлайн

1748, Эрланген, Германия – 1818, Аугсбург, Германия

Вид города Москвы, снятый с балкона императорского дворца по левую сторону

По оригиналу Жерара Делабарта «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста». 1799

  • Бумага, офорт, резец. И.: 38,2 х 65; л.: 51,5 х 74,5; д.: 48,2 х 71,5
  • Гр.-31633

  • Пост. из собрания П. К. Фаберже


«Пункт обзора» для панорамных видов был указан Делабарту самим Павлом: ему хотелось иметь панорамы Москвы, открывавшиеся с балкона императорского дворца в Кремле. Дворец этот, построенный В. В. Растрелли и обновленный к торжествам коронования Н. А. Львовым, нравился Павлу: выходя из дворцовых покоев, он любил «проходить в круг имеющихся около Дворца галерей», особенно по той, «что на Москву реку». Открывавшиеся отсюда виды он находил прекраснейшими в Москве и, как гласят надписи на гравюрах, «изъявил чрезмерное желание видеть оные нарисованными». Так возник диптих – «левосторонний» «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста» и «правосторонний» «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста». В отношении обоих видов в надписях на гравюрах указывалось, что они «суть наилучшие из сей коллекции».

В «левостороннем» виде передний план занимает терраса-гульбище, с высоты которой просматривается юго-восточный угол Кремля: южные фасады Благовещенского и Архангельского соборов; фрагмент южной Кремлевской стены с пятью башнями: от Тайницкой (она на первом плане) до угловой Беклемишевской. Перелом рельефа кремлевского холма наполовину скрывает однокупольную церковь Константина и Елены на Подоле и ее колокольню (1692, снесены в 1928). За Кремлевской стеной в Китай-городе – ансамбль Воспитательного дома и Зарядье. Часть парапета дворцовой террасы разобрана, что связано, очевидно, с происходившими в ту пору строительными работами: по южному склону кремлевского холма сооружалась Иорданская лестница, ведшая от дворца к Тайницким воротам, через которые по древней традиции из кремлевских соборов к Москве-реке спускались крестные ходы, связанные с водосвятием.

Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: