Коллекция онлайн

1749, Нюрнберг – 1818, Нюрнберг

Вид Подновинского предместья в Москве

По оригиналу Жерара Делабарта «Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья». 1799


Гуляний на Пасху в Москве устраивалось три: «под Новинским, на Ехоловке (Елоховке) и под Девичьим в день живоносного источника», но центральным с екатерининских времен стало гулянье под бывшим Новинским монастырем (упразднен в 1764) на обширной территории от Проточного переулка до Кудринской площади. Оно называлось «Под качелями» и вплоть до середины XIX века оставалось одним из самых многолюдных в Москве.

О том, как менялась «Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья» изображает празднество на Святой неделе. Его главную «потеху» составляли качели и «коньки» (карусели). В делабартовской картине замечательны дальние планы: ярко раскрашенные кабины «перекидных качелей», балаганы со скоморохами и уличными артистами, палатки и навесы с закусками и лакомствами, подле которых, не хоронясь, подвыпившие простолюдины справляют нужду, и в самом центре шумного торжища – обязательный «колокол»: большой шатер с флагом на вершине, где продавали водку из бочек, отмеряя ее «плошкою» и «крючком», заменявшими стаканы и рюмки. Действие происходит, похоже, в один из последних дней пасхальной недели, когда на гулянье появлялась знатная публика: разместившись в каретах, «служивших на ту пору вместо подвижных лож», она каталась вокруг гулянья, показывая свои выезды и наряды. Случались и происшествия, вроде того, что изобразил Делабарт: запряженный четверкой экипаж столкнулся с одноупряжным, при этом под копыта угодил нерасторопный мальчишка, что нисколько не помешало «всеобщей забаве и гулянью».

Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: