Проезд высокого путешественника от Варшавы до Парижа...
1813
- Бумага, офорт раскрашенный. И.: 15 х 31,8; л.: 33,3 х 42; д.: 23,7 х 32,7
- Гр.-8804
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияКарикатура
- Поделиться
Расцвет политической сатиры на темы нашествия на Русь «двунадеся языков» связан, прежде всего, с творчеством Алексея Венецианова, Ивана Теребенева и Ивана Иванова. Главный герой их карикатур Наполеон («Мыльные пузыри», «Русская пляска», «Бегство Наполеона», «Проезд высокого путешественника от Варшавы с ощипанным орлом и ознобленным мамелюком») хорошо узнаваем по невысокой, плотной фигуре, форменной одежде и знаменитой «наполеоновской» треуголке, однако же, естественно, лишен всякого величия, романтической загадочности и характерных «высоких дум» на челе.
Рисунки Ивана Теребенева и Алексея Венецианова тиражировались в гравировальных техниках, близких традиционному народному лубку, и в классической манере офорта. Сатирические листки, часто раскрашенные от руки, стоили дорого, но тем не менее получили широкое распространение. Их продавали в магазинах и книжных лавках Петербурга и провинциальных городов. Объявления о выходе новых оттисков публиковали в газете «Санкт-Петербургские ведомости», их выставляли в витринах книжных лавок, около которых неизменно толпился народ, обсуждая волнующие сюжеты. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 9-10.
В работах Теребенева четко прослеживается его приверженность классицизму, а также верная рука скульптора. Причудливое сочетание неотъемлемых приемов карикатурного жанра (гипербола, утрирование форм, шарж) и строгой классической взвешенности композиции делает листы Теребенева непревзойденными по красоте и почти плакатной выразительности.
Отличительной чертой листов Теребенева (в большинстве случаев) является наличие в них сочиненных им самим развернутых пояснительных текстов в форме реплик персонажей, стилизованных под простонародную речь. Прекрасный стилист, чутко уловивший самобытность подлинной народной картинки XVIII — начала XIX века, часто сосредоточенную именно в ее остроумном тексте, он эффективно использовал свой литературный дар в собственных «лубках». С конца 1813 года офорты Теребенева стали излюбленными примерами для многочисленных подражаний не только в России, но и в Западной Европе.
Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 22-23.