Постой-ка, не в свои ты сани, брат, садишься!
1813
- Бумага, офорт раскрашенный. И.: 15 х 28,8; л.: 29 х 35; д.: 19 х 29,5
- Гр.-8805
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияКарикатура
- Поделиться
Из целого ряда произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, русская сатирическая графика 1812–1814 годов наиболее ярко отражает дух и пафос этой поистине народной войны. Не случайно в литературе эти листы принято называть «народной картинкой» или «лубком». Но их авторами были профессиональные художники, главным образом представители классицистической, академической школы. Наиболее известны три создателя политической карикатуры как нового вида графики в России: Иван Иванович Теребенев, Алексей Гаврилович Венецианов и Иван Алексеевич Иванов.
Именно в 1812 году многие представители русского образованного общества, увидевшие в крестьянстве свою реальную защиту, впервые испытали чувство единения с простым народом. Все интеллектуальные и художественные силы были призваны поддержать боевой дух русского народа. В это время учитель словесности Н. И. Греч начал издавать еженедельный историко-политический и литературный журнал «Сын Отечества», имевший непосредственную связь с походной типографией Главного штаба. Вместе со свежими сводками с фронта, воззваниями главнокомандующего здесь печатались тексты солдатских и народных песен. Здесь же в рубрике «Смесь» помещались анекдоты или заметки о военных происшествиях. Наряду с реальными эпизодами народного героизма журнал публиковал и вымышленные события, специально для поднятия боевого духа. Такими фантастическими эпизодами войны 1812 года стали рассказы о подвиге русского Сцеволы и русского Курция, о старостихе Василисе. Важно отметить, что на каждую из заметок, напечатанных в «Сыне Отечества», была создана карикатура. Некоторые сюжеты проиллюстрированы в сатирической графике неоднократно, разными авторами.
Листы третьего представителя знаменитого триумвирата русской карикатуры, И. А. Иванова, отличает повествовательный характер. В них нет той плакатной лаконичной выразительности, которая присуща лучшим «лубкам» Теребенева, и они существенно отличаются от ироничных офортов Венецианова. Листы Иванова вообще трудно назвать карикатурами. Они просто иллюстрируют статьи «Сына Отечества». Таковы его «Русский Сцевола» и «Русский Курций», «Хлебосольство русских воинов» и «Не в свои сани садишься».
Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 21-23.