Коллекция онлайн

Художник первой половины XIX века

Панорама Невского проспекта. Левая, солнечная сторона Невского проспекта

По акварелям В. С. Садовникова. Издание А. М. Прево СПб, 1830, 1835. Литография склеена из 16 листов. 1835


«Невский проспект есть без сомнения лучшая улица в мире, как по правильности, длине и ширине своей, так, и по красоте и великолепию зданий <…> Поэт мог бы смело назвать Невский проспект душою Петербурга». Так откликнулись на издание первой части «Панорамы Невского проспекта» в 1830 издатели газеты «Северная пчела». С момента выхода в свет и до наших дней эта литография остается одним из самых главных и лучших произведений, посвященных Петербургу и его главной улице. В 30-х годах XIX века Невский проспект уже приобрел тот законченный вид, который сохранился до наших дней без значительных изменений: сложились ансамбли Дворцовой площади и Адмиралтейства, площадь у Казанского собора, восточная часть Невского проспекта от Садовой улицы до Аничкова моста. Рядовая застройка была отмечена продуманностью пропорций и близостью архитектурных решений, что придавало облику проспекта изящество и завершенность. «Панораму Невского проспекта» можно без преувеличения назвать памятником истории русской культуры и одновременно энциклопедией обычной городской жизни. Пушкин и его время в гравюре // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024.  С. 149.

Одна из самых знаменитых панорам Петербурга XIX века. Уникальная, почти 16-метровая лента, склеенная из 30 листов, с документальной точностью фиксирует застройку главной магистрали города — Невского проспекта, от Адмиралтейства до Фонтанки. Панорама выполнена по заказу А. М. Прево (1801-1867), издателя и комиссионера ОПХ, художником В. С. Садовниковым — автором акварельного оригинала — и литографами однофамильцами Ивановыми. Панорама состоит из двух свернутых в рулон лент: „Правая, теневая сторона Невского проспекта" (1830) и „Левая, солнечная сторона Невского проспекта" (1835). В ней использовались не только натурные зарисовки, но и проектные чертежи с не достроенных на тот момент зданий.

Изображение перспективных видов городов, известное в Западной Европе с конца XI века (в России — с конца XVI века), в XVIII веке приобрело вид панорам — длинных лент, рассчитанных на круговое обозрение. В первой половине XIX века разнообразные диорамы, косморамы, неорамы широко демонстрировались в Петербурге. Панорама Садовникова замыкает длинную цепь подобных изображений столицы.

Принцип панорамы, основанный на восприятии архитектурного ансамбля в движении, играет здесь основную композиционную роль. Перед зрителями неторопливо разворачивается ряд фасадов, поток экипажей, всадников и пешеходов. Изображение насыщено мельчайшими деталями городского быта. Среди стаффажных фигур пешеходов встречаются и портретные изображения известных людей Петербурга. На одном из фрагментов, рядом с Голландской церковью, изображен А. С. Пушкин, на другом — комендант Михайловского замка И. С. Брызгалов. Один из самых выразительных листов — вид на архитектурный ансамбль Театральной площади со зданием Александрийского театра, с новым корпусом Императорской публичной библиотеки (создан по проекту К. И. Росси в 1828-1834). Современники называли Невский улицей веротерпимости из-за расположенных на нем нескольких церквей разных конфессий. На той же стороне находилась известная в XIX веке кондитерская Вольфа и Беранже. Из всех изображенных в панораме домов только 25 сохранили свой первоначальный облик до наших дней. Елена Филиппова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 196-197.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: