Панорама Невского проспекта. Левая, солнечная сторона Невского проспекта
По акварелям В. С. Садовникова. Издание А. М. Прево СПб, 1830, 1835. Литография склеена из 16 листов. 1835
- Литография раскрашенная. И.: 20,8 x 831,9; л.: 21,2 x 837
- Гр.-1929
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
«Невский проспект есть без сомнения лучшая улица в мире, как по правильности, длине и ширине своей, так, и по красоте и великолепию зданий <…> Поэт мог бы смело назвать Невский проспект душою Петербурга». Так откликнулись на издание первой части «Панорамы Невского проспекта» в 1830 издатели газеты «Северная пчела». С момента выхода в свет и до наших дней эта литография остается одним из самых главных и лучших произведений, посвященных Петербургу и его главной улице. В 30-х годах XIX века Невский проспект уже приобрел тот законченный вид, который сохранился до наших дней без значительных изменений: сложились ансамбли Дворцовой площади и Адмиралтейства, площадь у Казанского собора, восточная часть Невского проспекта от Садовой улицы до Аничкова моста. Рядовая застройка была отмечена продуманностью пропорций и близостью архитектурных решений, что придавало облику проспекта изящество и завершенность. «Панораму Невского проспекта» можно без преувеличения назвать памятником истории русской культуры и одновременно энциклопедией обычной городской жизни. Пушкин и его время в гравюре // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 149.
Одна из самых знаменитых панорам Петербурга XIX века. Уникальная, почти 16-метровая лента, склеенная из 30 листов, с документальной точностью фиксирует застройку главной магистрали города — Невского проспекта, от Адмиралтейства до Фонтанки. Панорама выполнена по заказу А. М. Прево (1801-1867), издателя и комиссионера ОПХ, художником В. С. Садовниковым — автором акварельного оригинала — и литографами однофамильцами Ивановыми. Панорама состоит из двух свернутых в рулон лент: „Правая, теневая сторона Невского проспекта" (1830) и „Левая, солнечная сторона Невского проспекта" (1835). В ней использовались не только натурные зарисовки, но и проектные чертежи с не достроенных на тот момент зданий.
Изображение перспективных видов городов, известное в Западной Европе с конца XI века (в России — с конца XVI века), в XVIII веке приобрело вид панорам — длинных лент, рассчитанных на круговое обозрение. В первой половине XIX века разнообразные диорамы, косморамы, неорамы широко демонстрировались в Петербурге. Панорама Садовникова замыкает длинную цепь подобных изображений столицы.
Принцип панорамы, основанный на восприятии архитектурного ансамбля в движении, играет здесь основную композиционную роль. Перед зрителями неторопливо разворачивается ряд фасадов, поток экипажей, всадников и пешеходов. Изображение насыщено мельчайшими деталями городского быта. Среди стаффажных фигур пешеходов встречаются и портретные изображения известных людей Петербурга. На одном из фрагментов, рядом с Голландской церковью, изображен А. С. Пушкин, на другом — комендант Михайловского замка И. С. Брызгалов. Один из самых выразительных листов — вид на архитектурный ансамбль Театральной площади со зданием Александрийского театра, с новым корпусом Императорской публичной библиотеки (создан по проекту К. И. Росси в 1828-1834). Современники называли Невский улицей веротерпимости из-за расположенных на нем нескольких церквей разных конфессий. На той же стороне находилась известная в XIX веке кондитерская Вольфа и Беранже. Из всех изображенных в панораме домов только 25 сохранили свой первоначальный облик до наших дней. Елена Филиппова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 196-197.