Коллекция онлайн

Художник первой половины XIX века

Панорама Невского проспекта. Левая, солнечная сторона Невского проспекта. Фрагмент 01

По акварелям В. С. Садовникова. Издание А. М. Прево СПб, 1830,1835. Литография склеена из 16 листов. 1835


Фрагмент 1. Вид Дворцовой площади и памятника императору Александру I с надписью «Александру I благодарная Россия»

Одна из самых знаменитых панорам Петербурга XIX века. Уникальная, почти 16-метровая лента, склеенная из 30 листов, с документальной точностью фиксирует застройку главной магистрали города — Невского проспекта, от Адмиралтейства до Фонтанки. Панорама выполнена по заказу А. М. Прево (1801-1867), издателя и комиссионера ОПХ, художником В. С. Садовниковым — автором акварельного оригинала — и литографами однофамильцами Ивановыми. Панорама состоит из двух свернутых в рулон лент: „Правая, теневая сторона Невского проспекта" (1830) и „Левая, солнечная сторона Невского проспекта" (1835). В ней использовались не только натурные зарисовки, но и проектные чертежи с не достроенных на тот момент зданий.

Изображение перспективных видов городов, известное в Западной Европе с конца XI века (в России — с конца XVI века), в XVIII веке приобрело вид панорам — длинных лент, рассчитанных на круговое обозрение. В первой половине XIX века разнообразные диорамы, косморамы, неорамы широко демонстрировались в Петербурге. Панорама Садовникова замыкает длинную цепь подобных изображений столицы.

Принцип панорамы, основанный на восприятии архитектурного ансамбля в движении, играет здесь основную композиционную роль. Перед зрителями неторопливо разворачивается ряд фасадов, поток экипажей, всадников и пешеходов. Изображение насыщено мельчайшими деталями городского быта. Среди стаффажных фигур пешеходов встречаются и портретные изображения известных людей Петербурга. На одном из фрагментов, рядом с Голландской церковью, изображен А. С. Пушкин, на другом — комендант Михайловского замка И. С. Брызгалов. Один из самых выразительных листов — вид на архитектурный ансамбль Театральной площади со зданием Александрийского театра, с новым корпусом Императорской публичной библиотеки (создан по проекту К. И. Росси в 1828-1834). Современники называли Невский улицей веротерпимости из-за расположенных на нем нескольких церквей разных конфессий. На той же стороне находилась известная в XIX веке кондитерская Вольфа и Беранже. Из всех изображенных в панораме домов только 25 сохранили свой первоначальный облик до наших дней. Елена Филиппова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 196-197.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: