Коллекция онлайн

Художник первой половины XIX века

Панорама Невского проспекта. Правая, теневая сторона Невского проспекта. Фрагмент 11

По акварелям В. С. Садовникова. Издание А. М. Прево СПб, 1830, 1835. Литография склеена из 14 листов. 1830


Фрагмент 11

Одна из самых знаменитых панорам Петербурга XIX века. Уникальная, почти 16-метровая лента, склеенная из 30 листов, с документальной точностью фиксирует застройку главной магистрали города — Невского проспекта, от Адмиралтейства до Фонтанки. Панорама выполнена по заказу А. М. Прево (1801-1867), издателя и комиссионера ОПХ, художником В. С. Садовниковым — автором акварельного оригинала — и литографами однофамильцами Ивановыми. Панорама состоит из двух свернутых в рулон лент: „Правая, теневая сторона Невского проспекта" (1830) и „Левая, солнечная сторона Невского проспекта" (1835). В ней использовались не только натурные зарисовки, но и проектные чертежи с не достроенных на тот момент зданий.

Изображение перспективных видов городов, известное в Западной Европе с конца XI века (в России — с конца XVI века), в XVIII веке приобрело вид панорам — длинных лент, рассчитанных на круговое обозрение. В первой половине XIX века разнообразные диорамы, косморамы, неорамы широко демонстрировались в Петербурге.

Панорама Садовникова замыкает длинную цепь подобных изображений столицы. Принцип панорамы, основанный на восприятии архитектурного ансамбля в движении, играет здесь основную композиционную роль. Перед зрителями неторопливо разворачивается ряд фасадов, поток экипажей, всадников и пешеходов. Изображение насыщено мельчайшими деталями городского быта. Среди стаффажных фигур пешеходов встречаются и портретные изображения известных людей Петербурга. На одном из фрагментов, рядом с Голландской церковью, изображен А. С. Пушкин, на другом — комендант Михайловского замка И. С. Брызгалов. Один из самых выразительных листов — вид на архитектурный ансамбль Театральной площади со зданием Александринского театра, с новым корпусом Императорской публичной библиотеки (создан по проекту К. И. Росси в 1828-1834). Современники называли Невский улицей веротерпимости из-за расположенных на нем нескольких церквей разных конфессий. На той же стороне находилась известная в XIX веке кондитерская Вольфа и Беранже. Из всех изображенных в панораме домов только 25 сохранили свой первоначальный облик до наших дней. Елена Филиппова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 196-197.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

История многих зданий, изображенных в панораме, тесно переплетена с именем А. С. Пушкина. На одном из первых листов южной стороны запечатлена кондитерская Вольфа и Беранже (д. 18) – место частых встреч поэтов и писателей. С ней связаны трагические события последних дней жизни поэта. Именно в этом кафе он встретился со своими секундантами и отправился на дуэль. На противоположной стороне проспекта находился ресторан Talon, упомянутый Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Не случайно авторы панорамы изобразили самого А. С. Пушкина, одетого в модное широкополое пальто и высокий цилиндр, прогуливающимся именно в этой части проспекта. В доме лютеранской церкви (д. 22) во втором этаже находились книжная лавка и библиотека для чтения издателя А. Ф. Смирдина. Смирдин издавал сочинения всех ведущих поэтов и писателей своего времени. Стихи Пушкина он печатал также в своем журнале «Библиотека для чтения». По случаю открытия книжной лавки в феврале 1832 Смирдин устроил в ее помещении торжественный обед, на котором присутствовал, вместе со многими известными литераторами и А. С. Пушкин.

Еще одним зданием, тесно связанным с судьбой Пушкина, был Аничков дворец. В конце 1833 поэт получил придворное звание камер-юнкера и с тех пор был вынужден посещать торжественные приемы, балы и другие события придворной жизни. Сам Пушкин тяготился этими обязанностями и старался, по мере возможности, их избегать. Ансамбль Аничкова дворца расположен от Аничкова моста до площади, которая в настоящее время носит имя А. Н. Островского и включает двухэтажное здание Кабинета ЕИВ, сам Аничков дворец, сад и угловой флигель. Е. А. Мишина. Пушкин и его время в гравюре // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024.  С. 149.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: