Коллекция онлайн

1711/1712, село Заозерье Новгородского уезда – 1759, Санкт-Петербург

Проспект по реке Фонтанке от Грота и запасного дворца на полдень

1753


Первый российский грот – Грот Летнего сада – был задуман как архитектурно-пластическая аллегория триумфа бога морей Нептуна. Образ Нептуна символизировал в петровское время морскую силу России. При строительстве Грота Летнего сада учитывалось описание версальского Грота, находившееся среди книг Петра I (БАН). Фасад Грота в Летнем саду, как и Грота в Версале, был украшен барельефами с сюжетами на морскую тему. Отделка Грота – туф и ракушечник. Прохлада и водная пыль от фонтанов должны были напоминать о горной пещере с родником как первоисточнике подобного строения. Смысловым и композиционным центром Грота являлась свинцовая позолоченная фигура Нептуна. Фигуру Нептуна и четыре маскарона, дополнявших центральную композицию Грота в Летнем саду, отливал из свинца французский мастер Ф.Вассу. В Гроте Летнего сада (как и в версальском) были устроены затеи – водные органы и искусственные соловьи, издающие трели под напором воды. Когда Грот Летнего сада был готов, там поместили небольшую коллекцию античных скульптур, собранную в петровское время. // «Сады Русского музея». Электронный курс истории Русского искусства

Строительство Грота затянулось на многие годы. Начавшиеся, возможно, при А.Шлютере в 1714 году работы после его смерти были продолжены Ж-Б.Леблоном, И.Маттарнови, Н.Микетти, и М.Г.Земцовым. Отделка интерьера была закончена уже после кончины Петра I в 1725 году. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа, мелких вкраплений разноцветных камней и толченого стекла, мерцанием раковин и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее пещеру, созданную самой природой. Такому ощущению способствовало и решение внутреннего пространства, разделенного на три залы, соединенные арочными проемами и большим полуовальным куполом посередине. В центральной купольной зале Грота располагался фонтан с позолоченной фигурой Нептуна на четверке морских коней, «токмо одни переды, а не целы кони». Позади него – характерный для голландских садов водяной орган или «егерская шутка». Подобный орган был сделан и для Петергофа. Во время игры органа вода приводила в движение деревянные раскрашенные скульптуры: егеря, трубящего в рог, сатиров, играющих на флейтах, собак, с лаем преследующих оленя, и двенадцати певчих птиц. Звуки в фигурах «егерской штуки» извлекались с помощью мехов. Возможно, там же были и другие «водяные курьезы», например, так называемый клокшпиль – устройство с хрустальными колокольчиками, которые звенели под воздействием воды. Во второй половине XVIII века Грот был превращен в обычный павильон, а во время наводнения 1777 года – почти полностью разрушен. // «Сады Русского музея». Электронный курс истории Русского искусства

 

Справа на берегу Фонтанки в Летнем саду виден построенный в 1713–1723 годах увеселительный павильон Грот. В глубине — Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны и Водовзводный мост, по которому во дворец подавалась вода. Елена Мишина // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 24.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: