Петергоф. Загородный императорский дворец около Петербурга
Восходит к гравюре П. А. Артемьева и Н. Ф. Челнакова (1760–1761; Гр.-3129). Между 1800 и 1828**
- Офорт, резец, акварельная раскраска. И.: 26,7 х 39,2; д.: 31 х 41,8; л.: 42,1 х 49,9
- Гр.-34834
Пост. в 1928 из собрания Фаберже
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Восходит к гравюре П. А. Артемьева и Н. Ф. Челнакова (1760–1761; Гр.-3129)
Широкий международный резонанс, который получили петербургские ведуты по рисункам М. И. Махаева, связан с модой на разного рода оптические иллюзии, охватившей европейского обывателя в середине XVIII столетия. В это время стал популярным жанр так называемых оптических видов — небольших пейзажных гравюр (около 30 х 45 см), которые нужно было разглядывать в специальные приборы — зограскопы и волшебные фонари. Благодаря встроенным линзам, рассматриваемая картинка приобретала иллюзорную глубину. Эффектнее всего выглядели пейзажи с уходящей вдаль перспективой и точкой схода в центре изображения. В основном это были ведуты, которые выпускали сериями по городам и странам. Из них составляли целые домашние коллекции — своего рода маршруты воображаемого путешествия. Количество листов в большинстве серий кратно четырем, так как в печатный стан одновременно помещались ровно четыре доски. Русские сюжеты, как правило, ограничивались видами Петербурга и окрестностей, восходящими к гравюрам по оригиналам Махаева. Еще более усиливая глубину махаевского пространства, линзы оптических приборов создавали эффект присутствия.
«Оптики» печатали в четырех основных центрах: Лондоне, Париже, Аугсбурге и Бассано. По-видимому, раньше всех махаевские виды стали издавать в Лондоне. Одна из таких гравюр могла быть выпущена в 1750 году, за три года до альбома «План столичного города Санкт-Петербурга». Чуть позже махаевские ведуты появились в других центрах. Гравюры бесконечно копировали, поэтому определить непосредственный оригинал, как правило, невозможно. К началу 1820-х годов жанр оптических видов утратил свою популярность. Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 101.
** Предположительная датировка дана по каталогу: Ritter M. in Zusammenarbeit mitSixt von Kopff, Joachim von Prittwitz und Wolfgang Seitz. Die Guckkastenblätter des Augsburger Kunstverlegers Joseph Carmine. Beschreibung und Gesamtverzeichnis // Gestochen in Augsburg Forschungen und Beiträge zur Geschichte der Augsburger Druckgrafik. Augsburg, 2013. S. 177.
Под надписью: посередине — Augsburg bey Ios. Carmine [Аугсбург у Иос. Кармина].