Коллекция онлайн

Соколов И. А.
(мастерская)
1717, Москва - 1757, Санкт-Петербург

Амфитеатр для увеселения каждого на Каменном острове

По рисунку М. И. Махаева. 1753. Оттиск 1770-х. 1754

  • Офорт, резец. И.: 40,1 х 65,1; д.: 48,4 х 67,2; л.: 53,7 х 75
  • Гр.-35023

  • Пост. в 1918 из собрания Е. Е. Рейтерна


При печати нижняя часть доски была закрыта листом бумаги, поэтому на гравюре не видна надпись. Вероятно, оттиск отпечатали после смерти супруги Бестужева-Рюмина — Анны Ивановны (скончалась в 1762 году), которой официально принадлежал остров и чье имя упоминалось в надписи. Скорее всего, оттиск следует датировать

1770-ми годами, когда доски с видами Каменного острова находились в Морском кадетском корпусе и с них делали отпечатки для продажи. Изображена часть парка в усадьбе Бестужевых-Рюминых на Каменном острове, отведенная для общественных гуляний, о чем свидетельствует надпись на трех языках на фронтоне амфитеатра: «Для всех честных людей». Рисунок Махаева хранится в Российской национальной библиотеке. Он существенно отличается от гравюры в изображении стаффажа и архитектуры. Исследователи не пришли к единому мнению не только в отношении его датировки (либо 1753-й1, либо 1754–17572 годы), но и по поводу того, служил ли этот рисунок непосредственным образцом для гравюры или является позднейшим вариантом первоначального оригинала.

1. Малиновский К. В. Указ. соч. С. 107.

2. Алексеева М. А. Михайло Махаев — мастер... С. 147, 435.

Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 79.

Воодушевленный гравюрами альбома 1753 года1, всесильный канцлер императрицы Елизаветы Петровны граф А. П. Бестужев-Рюмин задумал издать виды собственной загородной усадьбы на Каменном острове. В 1746 году он приобрел весь остров целиком и теперь отстраивал на его юго-восточной Стрелке дворец, комплекс служебных построек, павильонов и галерей. Строительство было в самом разгаре, а владелец уже заказал гравюры мастерам Академии наук, которые трудились в это время над «знатнейшими проспектами» Петербурга. Рисунки исполнил М. И. Махаев. Как обычно сочетая натурную съемку местности и работу по архитектурным проектам, он делал видимым незримое — во славу великого канцлера России. В 1753–1757 годах граверы Академии наук под руководством мастера И. А. Соколова вырезали доски по махаевским рисункам. В Русском музее находятся три из семи листов Каменноостровской серии. Надписи на гравюрах сообщают о принадлежности имения графине А. И. Бестужевой-Рюминой, гофмейстерине двора ее императорского величества. Канцлер оформил собственность на имя супруги с целью обезопасить приобретаемый остров от конфискации в случае изменения своего положения при дворе. Его опасения оказались не напрасны — в 1758 году, замешанный в интригах против императрицы Елизаветы Петровны и наследника престола Петра Федоровича, канцлер попал под следствие. После смерти жены в 1762 году усадьба по наследству перешла Бестужеву-Рюмину и тут же была конфискована в казну. Однако судьба еще раз оказала милость бывшему канцлеру. Взошедшая на престол Екатерина II в память особых заслуг перед ней Бестужева-Рюмина вернула ему Каменноостровский дворец — место ее недавних тайных встреч со Станисловом Августом Понятовским. А через три года императрица сама приобрела остров. Облик Каменноостровского архитектурного ансамбля в имении Бестужева-Рюмина сейчас известен только благодаря гравюрам по махаевским рисункам.

1. А. П. Бестужев-Рюмин получил альбом с видами Петербурга в числе первых, 25 апреля 1753 года. Однако гравюры «знатнейших проспектов» он знал и раньше, когда работа над ними еще не была завершена. Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 76.

Под изображением: слева — Грид. при Академiи Наукъ и Художествъ въ С.Петербургѣ


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: