Коллекция онлайн

1733 или 1736, Москва — 1790, Санкт-Петербург

Санкт-Петербургская на Неве реке крепость

По рисунку М. И. Махаева. 1761. Оттиск не ранее июня 1762 (?). 1761

  • Офорт. И.: 7,5 х 11; л.: 12 х 13,9
  • Гр.-43838

  • Пост. в 1989 от Н. А. Кордобовской


Изящным завершением петербургских серий стало издание Придворного календаря, проиллюстрированного миниатюрными городскими видами, которые исполнили граверы Академии наук в 1761 году. Маленький формат листов не позволял подробно изображать то, что, наверное, больше всего привлекало Махаева — городское пространство, и он зарисовывал крупным планом фасады петербургских и загородных императорских дворцов, к чему, собственно, и обязывал Придворный календарь. Юлия Ходько. Похвала столичному городу Санкт-Петербургу // Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022.С. 15.

Не исключено, что при работе над образцом для гравюры календаря М. А. Махаев использовал собственный рисунок 1759–1760 годов (Р-28995). Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 89.

Серия миниатюрных видовых гравюр предназначалась для иллюстрирования «Придворных календарей». В этих небольших по формату книжках печатали перечни праздничных и памятных дат, списки высших государственных чинов, росписи дворцовых приемов. Рисунки Махаев исполнил в июне — августе 1761 года, а уже в декабре серия, состоявшая из двенадцати видов, была готова. Ее исполнили граверы Академии наук Ф. Т. Внуков, Н. Ф. Челнаков и Н. Я. Саблин.

В коллекции Русского музея хранятся шесть гравюр (Гр.-43838, Гр.-43839, Гр.-43840, Гр.-43841, Гр.-43842, Гр.-43843). Вместе с более поздними видами Москвы, гравированными по рисункам Махаева, они вплетены в маленький изящный альбом. На его верхней крышке вытеснено золотом: «ПРIДВОРНОИ БIБЛИОТЕКИ». Малые виды гравировали по четыре изображения на одной доске, только под одним из них гравер ставил полную подпись. Остальные три подписывались инициалами. Гравюры были сделаны незадолго до кончины Елизаветы Петровны. После вступления на престол Петра III пришлось поновлять надписи. Слово «Ея» (Императорского Величества) заменили на «Его». Однако через полгода, когда к власти пришла Екатерина II, доски снова исправили. Экземпляр Русского музея относится к екатерининскому времени. Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С.88-89.

Под изобр. слева — Р.М.М.; справа — Г.Н.Ч.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: