Афиша спектакля «Ревизор»
Театр Дома печати, Ленинград (1927). 1927
- Бумага, цинкография. 79 х 56
- Гр.Пл.-2331
Пост. от Н. П. Нератовой
- Период Первая половина XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
В 1927 году, по словам одного из театральных критиков, «началась эпидемия постановок „Ревизора”». 1927 — год 75-летия со дня смерти Н. В. Гоголя.
Николай Баскаков организовал театр в Доме печати и предложил возглавить его Игорю Терентьеву*. Он посоветовал Терентьеву доверить оформление спектакля «Ревизор» мастерам аналитического искусства. Терентьев познакомился с Филоновым во время совместной работы в ГИНХУКе в 1923–1924 годах. <...> Вострецова Л.Н. Мастера аналитического искусства // Школа Филонова. СПб. 2023. С. 13.
Терентьев задумывал «Ревизора» как фарс «самый настоящий, следовательно, беззастенчиво-грубый» (Рудницкий К. Вдогонку за Терентьевым // Театр. 1987. № 5. С. 69). Костюмы, созданные мастерами аналитического искусства, были решены также с большой долей фарса — «говорящие костюмы» вносили своеобразный дух карнавала, преувеличенно подчеркивая характеры действующих лиц, иногда доводя их трактовку до откровенной иронии над персонажем.
Спектакль оформляли пять художников: Николай Евграфов, Андрей Сашин, Артур Ляндсберг, Ревекка Левитон и Михаил Цыбасов, который не создавал эскизы, а работал как художник-исполнитель. Сам Филонов сделал только афишу для спектакля. Он скомпоновал ее из работ Сашина (2 эскиза — по левой стороне — костюмы пристава и судьи), Левитон (справа — эскиз костюма священника, этого персонажа у Гоголя нет, его ввел в спектакль Терентьев) и Ляндсберга (эскиз костюма купца Авдулина). Там же. С. 14
Премьера спектакля состоялась 9 апреля 1927 года.
*Терентьев Игорь Герасимович (1892— 1937) — поэт, художник, театральный режиссер, представитель русского авангарда. Считал себя учеником В. Э. Мейерхольда.