Коллекция онлайн

1877, Кунгур, Пермская губерния — 1925, Ленинград

Неделя ребенка. Дети - наше будущее. Все лучшее надо отдать им

1920


Провозглашая строительство бесклассового общества, советская власть, тем не менее, сразу же стала создавать строгую иерархическую структуру, в которую были включены и дети. Атрибутов принадлежности к той или иной социальной группе в плакате не имеют, пожалуй, только младенцы. Все остальные наделены отличительными признаками: либо визуально (пионерский галстук, барабан, горн), либо вербально — в сопроводительном тексте (октябрята, пионеры, юные ленинцы, дети Ильича, всеобучники и т. д.). Ребенок, прежде всего, общественная единица: младенец — будущий октябренок, октябренок — будущий пионер, пионер — будущий комсомолец, а в конечном итоге — строитель коммунизма. Тема идейной преемственности поколений проходит красной нитью через все плакаты советского времени. Даже под образцы агитационной продукции, касающиеся вопросов гигиены, здоровья и воспитания детей, подведена идеологическая база: «Здоровое физически и духовно молодое поколение — верный проводник идей коммунизма» — гласит один из лозунгов, который несет ребенок на плакате, посвященном Неделе ребенка. Лозунг, сопровождающий плакат, как правило, строится по схеме причинно-следственной связи: ребенок должен быть здоров потому, что он будущий строитель коммунизма. Его жизнь и здоровье не самоценны, а рассматриваются с точки зрения социума, вкладывающего в него свои силы, с расчетом на дальнейшую отдачу.

Самые ранние образцы подобной агитации носили абстрактный характер, изображая некий фантазийный, идеальный мир, в котором дети резвятся на цветущих полянах. Или же были исполнены в аллегорическом ключе, как на плакате Ивана Симакова «Неделя ребенка. Дети — наше будущее, все лучшее нужно отдать им», где изображены двое детей, держащие серп и молот. Это и олицетворение молодой советской страны, и, в то же время, образ рабоче-крестьянского государства, заботящегося о молодом поколении. Художественный стиль представлял собой сочетание лубочной манеры и элементов модерна, характерных для рекламного плаката предшествующего периода.

Екатерина Климова. Дети в советском плакате (1917-1950) // Дети Страны Советов. СПб, 2017. С. 12.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: