Коллекция онлайн

1899, Курск — 1969, Москва

«Работать, строить и не ныть ...»

ОГИЗ - ИЗОГИЗ. 1933


Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как «Военизированный комсомол» Александра Самохвалова (Ж-8235) и «Легкоатлетическое соревнование» Алексея Почтенного (Ж-9811), проявляясь в открытой форме в плакатах «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» (Гр.Пл.-321) Петра Караченцова и «Работать, строить и не ныть…» Дейнеки (где есть такие слова: «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан»).

Образное решение последней работы, заслуженно считающейся классическим образцом спортивного плаката, базируется на принципе монтажа, положенного в основу созданных в 1920-е годы новаторских немых фильмов Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова и Дзиги Вертова. В связи с этим плакатом можно вспомнить небезынтересный факт: первоначально знаменитый олимпийский девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!» был написан по латыни «Citius! Altius! Fortius!» и переводился — «Быстрее! Выше! Храбрее!». Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 14-15.

Конечно, в 1930-е годы общественная значимость спорта использовалась в идеологических целях, порою директивно-догматически. Тем не менее картины Пименова, Дейнеки, Самохвалова, воспевая красоту, силу и молодость и выполняя определенную идеологическую миссию, живописно-пластически решены совершенно. Произведения лучших мастеров этого периода, посвященные физкультуре и спорту, значительно расширяют рамки социального заказа и решают не только идеологические задачи, но и извечную для искусства проблему поиска гармонического идеала. Этот идеал создавал своего рода «вторую реальность» — особенно это относится к работам монументального плана. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 16.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: