Коллекция онлайн

1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград

Военизированный комсомол

1932-1933


Советские художники не стремились вызвать ощущение страха, угрозы, слепой физической силы, подавляющей человека. Идея покорения пространства и времени, ключевая и для других жанров и видов советского искусства, в 1920–1930-е годы становится важнейшей для работ о спорте. Впрочем, не следует забывать, что в это время ведущей становится идейно-воспитательная составляющая спорта, связанная с задачей подготовки физически развитого человека, который «готов к труду и обороне» (легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства). Становится центральной идея борьбы за честь клуба, тождественная идее готовности любой ценой защищать неприкосновенность государственной границы, ярко выразившаяся в строках знаменитой песни из появившегося на экранах в 1936 году кинофильма режиссера Сергея Тимошенко «Вратарь республики»: «Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот, ты представь, что за тобою полоса приграничная идет». Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 13-14.

Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как «Военизированный комсомол» Александра Самохвалова и «Легкоатлетическое соревнование» Алексея Почтенного (Ж-9811), проявляясь в открытой форме в плакатах «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» (Гр.Пл.-321) Петра Караченцова и «Работать, строить и не ныть…» (Гр.Пл.-2336) Дейнеки (где есть такие слова: «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан»). Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 14-15.

Конечно, в 1930-е годы общественная значимость спорта использовалась в идеологических целях, порою директивно-догматически. Тем не менее картины Пименова, Дейнеки, Самохвалова, воспевая красоту, силу и молодость и выполняя определенную идеологическую миссию, живописно-пластически решены совершенно. Произведения лучших мастеров этого периода, посвященные физкультуре и спорту, значительно расширяют рамки социального заказа и решают не только идеологические задачи, но и извечную для искусства проблему поиска гармонического идеала. Этот идеал создавал своего рода «вторую реальность» — особенно это относится к работам монументального плана. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 16.

Во второй половине 1920-х годов страна Советов превратилась в лабораторию, в которой начался эксперимент по созданию нового пролетарского искусства – социалистического реализма.

В своей крупноформатной картине Самохвалов изображает членов коммунистической молодежной организации, демонстрирующих целеустремленность коллектива в подготовке к обороне страны. Несмотря на милитаристский характер занятий, кажется, что речь идет, скорее, о спортивном мероприятии для укрепления коллективной воли и тренировки индивидуальных способностей.

Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Картина была связана с пятнадцатилетием Красной Армии. Однажды, катаясь на лодке с друзьями, Н. З. Стругацким и Л. А. Мессом, я увидел небольшой участок поля, занятый молодежным стрельбищем. Девушки с винтовками лежа стреляли по цели, где-то тут же учились строю комсомольцы. Возле зенитки стояла группа молодежи, изучая механизм этого орудия обороны. С отдельными группами девушек работали инструкторы. Я написал эскиз будущей картины… Композиция картины очень ясная. Море и громадный участок свежевспаханного поля. На зеленом лугу переднего плана группа девушек, лежа, вырабатывает в себе снайперские навыки. Яркие, цветные одежды молодежи обогащают колорит картины. Горизонтали пересекаются стоящими двумя фигурами в левой части и большой группой в правой. Часть этой группы направлена влево и за ней, прямо на зрителя идет строй вооруженных комсомольцев, а на переднем плане девушка в военном костюме с противогазом замыкает композицию. К композиции сохранились два этюда. Один из них - "Девушка на военной учёбе", другой - "Комсомолец с винтовкой"».

Члены коммунистического союза молодежи, запечатленные на монументальном полотне Александра Самохвалова, представляли собой свежую силу партии. Идеалы нового мира были близки этим молодым строителям коммунизма. Дружно, плечом к плечу, единым строем стоят в строю молодые комсомольцы. Коллективизм, пропагандируемый государством, охватывал как идеологические взгляды, в которых не допускался индивидуализм и отклонение от единого курса, так и продиктованные идеологией поведенческие принципы. Самохвалов сумел ухватить этот общий дух коллективизма, создав обобщенный образ современника, формировавшегося в условиях «труда и подвига».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: