Советы и электрификация есть основа нового мира
1924
- Бумага, хромолитография. 86 х 66,3
- Гр.Пл.-749
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИндустриальный жанр
- Поделиться
В создании культа Ленина — вождя революции и создателя первого в мире пролетарского государства — огромную роль играли плакаты. Произведения тиражного искусства можно было видеть везде: на улицах Москвы, Ленинграда и провинциальных городов, на стенах заводских корпусов, в красных уголках глухих деревень. Наряду с рисованными изображениями Ленина, сохранявшими от реального прототипа, главным образом, характерные черты (большой лоб, бородка клинышком), в плакате активно использовались ретушированные фотографии. Среди иконографических типов вождя наиболее распространенным оказался призывный образ Ленина с протянутой вперед рукой. Смысл жеста варьировался в конкретных плакатах: Ильич благословлял, приветствовал или указывал путь в светлое будущее. Наряду с идеологическими задачами художники решали и творческие. Плакаты Самохвалова с насыщенными изощренными композициями и резкими цветовыми контрастами отражали настойчивые формалистические поиски художника. Для работ Кибардина были характерны интересные сочетания фотомонтажных элементов и рисованных конструкций. Ирина Золотинкина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 420.
Из книги Натана Стругацкого «Александр Самохвалов. Страницы книги»: «В 1925‒1926 годах творческий диапазон художника значительно расширяется за счет включения в сферу его художественной деятельности политического плаката, детской книжки, фарфора.
Его плакаты: "Ленин и электрификация", "Смычка", "Вперед, по ленинскому пути!" и, особенно, комсомольский плакат "На смену старшим" (На Парижской международной выставке декоративного искусства — присуждена золотая медаль) были в свое время оценены по достоинствам: высокого художественного качества и идейно-политической целеустремленности…
Работа в области политического плаката и книжно-журнальной графики была для Самохвалова превосходной школой овладения советской тематикой. Плакат поставил перед художником во всей своей сложности и ответственности новые идейные задачи, правильное решение которых невозможно без разрешения новых формально-технических проблем, без определенного перевооружения художника — в области цветовых, композиционных, пространственных средств выражения. Самохвалов применяет объемно-плоскостные принципы построения своих произведений, принципы, истоки которых он устанавливает для себя в русской фреске и в античной живописи».