Коллекция онлайн

1865, Петербург – 1911, Москва

Петр Великий

С живописного оригинала 1907. Лист № 35 издания И.Н.Кнебеля ("Картины по русской истории" (Москва, 1908-1913). 1909


Грандиозные масштабы работ по строительству Санкт-Петербурга также закономерно привлекали внимание многих художников, которые разнообразно воплощали этот сюжет. В гравюре Джакомо Цатта по рисунку Пьетро Антонио Новелли «Царь Петр основывает город в устье реки Невы» (ГМЗ "Петергоф") великая стройка идет в достаточно комфортной природной среде. Однако русские живописцы гораздо лучше представляли, в каких невыносимых условиях она происходила. Яркие, особенно выразительные работы Валентина Серова «Петр I» и «Петр I на работах» передают процесс, ставший возможным только благодаря невероятной энергии и непоколебимой воле монарха. Суровая северная природа, холодный ветер, грязь, неумение и пассивность исполнителей в картинах Серова составляют контраст идиллической интонации рисунка Новелли. Елена Столбова. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 21-22.

Эволюция образа первого русского императора в художественной культуре очевидна и в маленьких (только по размеру!) шедеврах Валентина Серова — «Петр I», «Петр на работах», «Кубок Большого орла» (1910, ГРМ) — экспрессивный, стремительный образ царя, обладающий чрезвычайной, восхищающей выразительностью. Сам художник говорил: «Обидно, что этого человека, в котором не было ни на йоту позы, слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: долговязый <…> при этом шагал огромными шагами». Елена Столбова. Петр Первый в изобразительном искусстве // И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре. СПб, 2022. С. 25.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: