Коллекция онлайн

1684–1753/1755

Сражение при деревне Лесной 28 сентября 1708 г. (Битва при Лесной)

С живописного оригинала П.-Д. Мартена Младшего. 1722–1724


Во время второго заграничного путешествия Петр I поручил французским живописцам исполнение полотен с изображением основных побед российской армии над шведами. В 1717 году в Париже Пьер Дени Мартен Младший (1663–1742) обязался исполнить четыре больших картона для шпалер, на которых должны были быть представлены битвы при Лесной и при Гангуте, а также два основных этапа Полтавской баталии. Эти же сюжеты были повторены автором на четырех живописных полотнах. До настоящего времени сохранились только два подписных живописных полотна (ГМЗ «Царское Село»). При Елизавете Петровне они были помещены в Картинном зале Царскосельского дворца, где находятся и сегодня (Васильчиков 1872. С. 59–61; Памятники Полтавской победы в Эрмитаже 1959. С. 429–430; Полтавская победа 1960. С. 32–37). Панорама сражения отличается достоверностью, поскольку живописец использовал присланные ему планы и описания баталии (От войны к миру. Россия — Швеция. XVIII век. № 12; Совершенная виктория 2009. С. 64, как копия неизвестного художника). Наталья Бахарева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 51.

 В 1722–1724 Николас де Лармессен (1684–1753/1755) по заказу Петра I вырезал две гравюры с изображением сражений Северной войны по живописным оригиналам П.-Д. Мартена Младшего - "Битва при Лесной" и "Сражение при Полтаве".

Лесная — деревня в Белоруссии, недалеко от которой во время Северной войны 28 сентября 1708 года 12-тысячный отряд Петра I разбил 16-тысячный шведский корпус генерала Адама Левенгаупта. При этом русские захватили огромный обоз с запасом продовольствия на три месяца, артиллерией и боеприпасами. Петр I считал победу при Лесной «матерью Полтавской баталии» - главного и победного для российской армии сражения Северной войны (27 июня 1709), так как армия Карла XII после потери обоза оказалась сильно ослабленной. Екатерина Шилова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 158.

См. вариант гравюры из Государственного Эрмитажа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: