Коллекция онлайн

24 сентября 1925, Ленинград — 28 сентября 2017, Санкт-Петербург

Дама Пик

Из серии «Импровизации на темы произведений А.С. Пушкина». 1976


Одновременно с импровизациями на темы Гоголя создавалась серия «По мотивам „Пиковой дамы“ А.С. Пушкина». Маленькая петербургская повесть оказалась нелёгким материалом для художника, уже работавшего по определённому методу. Пушкинская проза обладает такими особенностями, какие не всегда можно «переложить» на иной язык. <...>

Одним из первых был лист «Дама Пик» (1973), наиболее прямолинейный по своему изобразительному решению. Центром стала сидящая фигура графини, страшная отжившая старуха, фантом. Круговое движение на периферии листа неразрывно связано с Пиковой дамой: к ней обращены многочисленные германны, молящие о раскрытии тайны трёх карт. Путешествие по листу начинается с правого нижнего угла, где навстречу судьбе поднимается по лестнице Германн. И далее по часовой стрелке. Неизбежное крушение героя, его планов, надежд, любви, самой жизни подчеркнуто разлетевшейся на куски Александровской колонной. Художник использовал новые образные и композиционные ходы: за креслом графини он спрятал соглядатаев, наблюдающих за кукольными страстями, и тем самым подчеркнул «ненастоящность» происходящего, игру, ненадолго занявшую внимание зрителя. Коричневый, синий и белый цвета, использованные в литографии, точнее всего передают петербургский пасмурный колорит, без проблесков яркого света. Вильнер нередко прибегал в композициях к так называемому «принципу бинокля», но совершенно по-своему — он смешивал в изображении ближние и дальние планы и тем самым добивался особенного динамического напряжения. Н. М. Козырева. Роман с литографским камнем //Виктор Вильнер. Роман с литографским камнем. Живая графика художника, влюблённого в Петербург. М.: Центрполиграф, 2016. С. 24.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: