Коллекция онлайн

1878, Саратов – 1968, Москва

Вышивальщицы ковров

Из альбома «Горная Бухара». Лист 13. 1923


В начале 1920-х Кузнецов, как и многие художники его поколения, обратился к технике авторской литографии. По мотивам своих путешествий в Среднюю Азию он создал две серии черно-белых литографий «Туркестан» и серию цветных литографий «Горная Бухара». Все альбомы были изданы в марте 1923, и для каждого художник написал предисловие. I серия «Туркестан» вышла в виде сброшюрованного альбома с авторским предисловием и 14 рисунками. II серия представляла собою 14 отдельных листов литографий, в иллюстрированной папке, с титульным листом, заставкой и концовкой. В альбом «Горная Бухара» вошли 12 несброшюрованных цветных литографий, иллюстрированная папка-обложка, титул, листы с заставками и концовками. Ирина Золотинкина // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 51.

В 1923 году, подводя итоги предшествующему периоду творчества, художник издал три альбома в технике литографии — два выпуска черно-белых автолитографий «Туркестан» и один цветных — «Горная Бухара». Каждый из них имел предисловие автора, восторженно вспоминавшего о поездках в заволжские степи, в Бухару и Самарканд. Гравюры содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х годов. Черно-белые листы крупно трактуют форму, богато разработаны оттенки серых тонов в рисунке «Город» (С.Гр.-14070). В цветных литографиях форма более условна и замельчена (С.Гр.-2621, С.Гр.-2619). Последнее вместе со звучным цветом дает ощущение пестроты и пряности Востока. Владимир Круглов. Павлу Кузнецову 145 лет // Павел Варфоломеевич Кузнецов. СПб, 2023. С. 16.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: