Цветок. Изразец рельефный полихромный
Москва.. Около 1688
- Глина красная, ангоб, глазурь зеленая, формовка, обжиг. 25,5 × 22,5 × 10
- ДРИ-9
Пост. в 1940 из Музея Академии архитектуры в Москве- Происходит из декора церкви Адриана и Натальи в Москве
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Полихромный изразец относится к периоду наивысшего расцвета искусства поливной керамики Московской Руси, приходящегося на вторую половину XVII века и связанного с именем патриарха Никона. По инициативе Никона из белорусских городов были приглашены изразечники, наладившие производство прежде неизвестных на Руси ценинных изразцов («ценины»), для покрытия лицевой пластины которых использовались глухие оловянные эмали нескольких оттенков и прозрачная полива коричневого цвета. Мастерские организовали в Валдайском Иверском Святоозерском монастыре близ Новгорода (1655) и в Ново-Иерусалимском монастыре на реке Истре (1658).
Изразец из коллекции ГРМ — пример использования новой технологии разноцветных непрозрачных эмалей. Однако во второй половине XVII века изменилась не только рецептура глазури — сам принцип размещения изразцов на фасадах и в интерьере храма стал иным, они занимали все больше поверхностей, по сути превращаясь в облицовочный материал. Результатом этого процесса стало появление многоярусных керамических иконостасов и монументальных композиций на фасадах храмов (Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря). По-видимому, увеличение площадей, предназначенных для декорирования изразцами, привело к созданию раппорта (повторяющегося элемента орнамента) из нескольких плиток. Для этой цели изразцы делали «безрамочными» ― таким образом узор на соседних плитках не прерывался. Рассматриваемый изразец относится к этому же типу. Некогда он был частью панно «цветы в вазе».
Показать полный текстВо второй половине XVII века изразцы сделались крупнее, прямоугольной формы, их обжиг стал более трудоемким. Увеличение размера изразца повлекло за собой укрупнение масштаба изображения на лицевой пластине; в результате композиции хорошо читались на поверхности стены, возрастало значение декоративной фасадной керамики в формировании художественного впечатления от сооружения в целом. Зачастую в разных храмах для украшения фасадов использовались одинаковые изразцы, но каждый раз создавался уникальный декоративный ансамбль за счет изменения местоположения архитектурной керамики или варьирования цвета эмалей для одного и того же сюжета.
Церковь Адриана и Натальи, из декора которой происходит изразец, была выстроена в 1686–1688 годах в Мещанской слободе Москвы, многонациональное население которой составляли выходцы из городов Украины и Белоруссии. Это позволяет предположить белорусское происхождение изразечников, изготовивших представленный образец архитектурной керамики. С другой стороны, к его созданию могли иметь отношение мастера из Нового Иерусалима, переведенные в Москву после опалы патриарха Никона в 1666 году. Техника выполнения рельефного изображения на изразце напоминает характерный прием прославленного мастера-изразечника Степана Иванова Полубеса. Привлечение лучших мастеров для создания керамического декора церкви в Мещанской слободе объясняется особым покровительством царского двора и правящей династии. Кажется неслучайным совпадением, что начальная деревянная церковь во имя святых Адриана и Натальи (1671/72) была возведена в год венчания царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной именно в Мещанской слободе, которую в 1671 году организовал глава Посольского приказа и воспитатель будущей царицы — Артамон Сергеевич Матвеев. Часть денег и материалов на постройку новой, уже каменной церкви в 1680-е годы поступила из государственной казны. Об особом отношении царской семьи свидетельствовала и опоясывающая колокольню храма керамическая вкладная надпись, которая сообщала, что он сооружался по повелению государей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софьи.
Е. А. Попова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 106.