Коллекция онлайн

Игрушки

Деревня Александрово-Прасковьинка, Рязанская область. 1960–1970-е


Отголоски древних культовых представлений более всего ощутимы в глиняных игрушках из районов Южной России: Тамбовской, Курской, Орловской, Калужской, юга Рязанской губерний. Здесь во многих местностях занимались гончарством. Часто его сопровождало игрушечное производство, кое-где выделившееся в самостоятельный промысел.

В этих игрушках преобладают изображения женщин с птицами или с детьми на руках, фигурки птиц, коней, всадников. Почти все они свистульки. При всех местных вариантах трактовки этих образов им всем присущи общие черты. Фигурки статичны, обобщены в лепке, значительны и монументальны, несмотря на небольшие размеры. Части тела едва намечены и почти не расчленены в едином грубовато вылепленном объеме. Одной-двумя деталями уточнены лишь самые общие, главные и характерные черты принадлежности к определенному типу: грива коня, рога коровы, клюв птицы. В женских фигурках голова с проколотыми палочкой дырочками глаз и рта плавно перетекает в торс на устойчивом коническом основании-юбке. Женские фигурки всегда фронтальны, а изображения всадников, животных и птиц переданы в профиль, что ярче выявляет особенности строения их тел.

Упрощенность и единообразие подобных игрушек можно объяснить двояко. С одной стороны, глиняной игрушке вообще свойственна известная универсальность пластики, идущая от технологии изготовления. Глину смешивали с мелким просеянным песком, разводили водой до состояния вязкого теста, из которого лепили игрушки, заглаживая прилепленные детали мокрыми пальцами или тряпкой. Сначала игрушки просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали в русской печке или в горне, куда их закладывали между гончарными изделиями. Для украшения применяли цветные глазури или роспись. Навыки и приемы выверялись многими поколениями мастеров.

С другой стороны, именно в указанных местностях с черноземными почвами, где население издавна занималось земледелием, дольше жили традиционные праздники и обряды, некогда связанные с аграрными культами. Есть свидетельства, что глиняные свистульки использовались в некоторых районах как музыкальные инструменты на праздниках урожая вплоть до 1920-х годов. Неосознанно для их творцов в таких игрушках нашла выражение исконная связь крестьянина с кормилицей-землей, олицетворение ее плодородия. Богуславская И.Я.  // Русская народная игрушка в собрании Государственного Русского музея. СПб, 2002. С. 7.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: