Няня с детьми
Дымковская слобода, Вятка. Конец XIX — начало ХХ века
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток. Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.
Особое значение для дымковского искусства имеет творчество выдающейся мастерицы А. А. Мезриной. Ее многочисленные и разнообразные произведения отражают жизнь провинциального города с его барынями, кавалерами, няньками, гуляньями, народный быт с повседневными крестьянскими заботами и мир природы, реальный и овеянный фантазией автора. Игрушки выделяются монолитностью объемов, скульптурной законченностью. Даже без росписи побеленные экземпляры поражают пластическим мастерством, точностью и немногословностью выразительных средств, красотой линий. Внешне спокойные позы оживлены рисунком лица, создающим образ суровой насупленной барыни или няньки, а человеческий глаз у зверей и птиц придает им "одушевленность“. В росписи Мезриной цветные плоскости сочетаются с орнаментом, поблескивающими ромбиками наклеенной потали (тончайшие листочки из сплава меди и цинка, имитирующие золото).