Платок головной
Село Струнино Александровского уезда Владимирской губернии. Конец XIX - начало XX вв
- Хлопок, механическая печать. 120 х 105
- Н-2330
Пост.: в 1974 из экспедиции ГРМ в Калужскую обл.
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
Считается, что хлопчатобумажные красные ткани с растительным орнаментом изначально были импортным товаром (Каталог набивных тканей, 2010. Кат.: А 69, С. 68; А 72, С. 69; А 68, С. 65), не случайно и российские красные ситцы называют «заграничными» («аглицкими», «датскими», «хранцузскими») как обозначение чего-то покупного, не сделанного дома, своими руками. На появление таких названий оказал влияние сам процесс окрашивания ситцев с применением «французского краппа» — натурального красителя на основе корня марены, попавшего на российские фабрики из Англии. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. – С. 202.
И в городе, и в деревне модницы носили красные, горящие ярким жаром, похожие на оперенье сказочной птицы ситцевые ткани и платки. Это изделия предприятий Барановых: Троицко-Александровской и Соколовской мануфактур, находившихся во Владимирской губернии. Струнинская фабрика Асафа Баранова была крупнейшим предприятием в России в конце XIX века. Кумачовые ситцы были известны далеко за пределами отечественного рынка: за особое изящество и прелесть рисунка они неоднократно удостаивались высших наград на выставках в Лондоне, Вене, Амстердаме. В 1889 на всемирной выставке в Париже ткань под названием «Смородиновый лист», получила Гран-При, после чего в Барановских ситцах щеголяли самые модные парижанки.
Изделия фабрик Барановых можно легко узнать по ярко-красному фону и растительному узору на нем, набитому желтой, синей, зеленой краской. Основу орнамента составляют цветы, ягоды, огурцы, бобы. Ситцевые ткани и платки российских фабрик пользовались популярностью не только в своей стране, но и за рубежом, где их производители получали многочисленные награды на международных выставках.
Мода на платки и шали сохранилась до настоящего времени. Изделия современных фабрик пользуются спросом и у городских модниц, и в сельской глубинке. Со времен основания, и по сей день, ситценабивные предприятия поддерживают лучшие традиции российской художественной промышленности. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. – С. 203.