Коллекция онлайн

Пасхальное яйцо с изображениями сцены Сошествия во ад и княгини Ольги

Московская губерния. 1900-е


Во второй половине XIX века в подмосковных деревнях Федоскино и Жостово на фабриках лакированных изделий изготавливали пасхальные яйца из папье-маше. Их расписывали масляными красками по серебристому грунту и сусальному золоту. На одной стороне яйца изображались сцены Воскресения Христа и Сошествия во ад – кульминационные события праздника Святой Пасхи. Они создавались по поздним иконографическим образцам XIX века. На второй стороне помещались изображения княгини Ольги и князя Владимира, которые первыми приняли христианство на Руси, и главных соборов Москвы. Федоскинские пасхальные яйца расписывали и в иконописных мастерских темперной краской и твореным золотом по образцам древнерусской живописи. Красные и синие пасхальные яйца были разъемными, внутри окрашены золотистой или красной краской. Пасхальное яйцо преподносилось в качестве подарка на Пасхальной седьмице. В некоторых из них внутри сохранились надписи дарителей. Чаще всего это дарственные надписи старообрядцев, такие как: „Отъ Московскихъ Старообрядцевъ Прихожанъ Преображенскаго богоделенного дома 1877“. Старообрядцы старались оградить себя от притеснений со стороны православной церкви и чиновников, поэтому им было важно засвидетельствовать свое почтение. Надежда Крестовская // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 456.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: