Пасхальное яйцо с изображениями сцены Сошествия во ад и княгини Ольги
Московская губерния. 1900-е
- Папье-маше, темпера, золото, лак, живопись. В.–10; дм–6,3
- ОНИ/Р-1697
Пост. в 1940 из ОДПИ
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Во второй половине XIX века в подмосковных деревнях Федоскино и Жостово на фабриках лакированных изделий изготавливали пасхальные яйца из папье-маше. Их расписывали масляными красками по серебристому грунту и сусальному золоту. На одной стороне яйца изображались сцены Воскресения Христа и Сошествия во ад – кульминационные события праздника Святой Пасхи. Они создавались по поздним иконографическим образцам XIX века. На второй стороне помещались изображения княгини Ольги и князя Владимира, которые первыми приняли христианство на Руси, и главных соборов Москвы. Федоскинские пасхальные яйца расписывали и в иконописных мастерских темперной краской и твореным золотом по образцам древнерусской живописи. Красные и синие пасхальные яйца были разъемными, внутри окрашены золотистой или красной краской. Пасхальное яйцо преподносилось в качестве подарка на Пасхальной седьмице. В некоторых из них внутри сохранились надписи дарителей. Чаще всего это дарственные надписи старообрядцев, такие как: „Отъ Московскихъ Старообрядцевъ Прихожанъ Преображенскаго богоделенного дома 1877“. Старообрядцы старались оградить себя от притеснений со стороны православной церкви и чиновников, поэтому им было важно засвидетельствовать свое почтение. Надежда Крестовская // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 456.