Женский крестьянский костюм
Пинежский уезд, Архангельская губерния. Конец ХIХ — начало ХХ века
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
Сарафан — «пестрядинник»
Лен, ткачество. 123 х 132
Пост. в 1964 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-4085
Кабатуха
Шерсть, браное ткачество. 29,5 х 156,5
Пост. в 1964 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-4077
Пояс
Шерсть, ткачество. 2 х 186
Пост. в 1968 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-4657
Без пояса, что без креста…
Пояс (кушак, покромка, подпояска) — с древнейших времен обязательная деталь женской, мужской и детской одежды, всех возрастов и сословий, о чем свидетельствуют пословицы, поговорки, археологические находки. Пояс выполнял не только функцию подвязывания одежды, но и служил оберегом человека против враждебных сил внешнего мира. Пояса разнообразны по цвету, размеру, материалу и технике их исполнения. По способу изготовления пояса делились на тканые, вязаные и плетеные — их отличает ширина, сложность орнамента и фактура. Плетеные пояса и шнуры изготавливали на спице или рогульке. Тканые пояса создавали и на сложном ткацком стане, более простых приспособлениях — дощечках, бердышках. Широкие кушаки изготавливали и из фабричных тканей. На Русском Севере носили пояса и кушаки преимущественно яркие, со сложным фактурным узором, прекрасно дополнявшие костюм. На парчовые или шелковые сарафаны пояс не повязывали, в этих случаях пояс носили под сарафаном, чтобы не портить дорогую ткань. Во многих регионах России бытовали пояса с текстами молитв и псалмов, пожеланиями счастья или жалобами на личные невзгоды. На них можно было прочитать имена владельцев или мастеров, нередко с точным описанием места изготовления. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – С.140.
Платок
Шелк, ткачество. 89 х 94
Пост. в 1965 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-3800
Головной убор — кокошник (морхатка)
Парча, холст. 7 х 25 х 18
Пост. в 1967 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Клетчатые ткани домашнего производства — «пестрядь» широко бытовали на Русском Севере. Сарафан «пестрядинник» — сшитый из яркой клетчатой ткани мог быть как будничным, так и праздничным, в зависимости от сложности клетки и плотности использованной для него ткани. Поверх сарафана и рубахи надевали «кабатуху» или «кабатушку» — короткую, слегка прикрывающую грудь кофточку с длинными прямыми рукавами. Нигде больше не встречается этот удивительный предмет костюма, слегка напоминающий модный в начале ХIХ века короткий жакет «спенсер», который иногда в северных деревнях называли на свой лад — «шпензель». Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – С.119.