Сапоги
Торжок, Тверская губерния. До 1892 – собрание Л. Рикарда-Абенхаймера, Германия. Первая половина ХIХ века
- Вышивка золотными нитями по сафьяну. 29 х 30 х 9
- В-3153 аб
Пост. из МЦУБШ, до 1886 входили в собрание Л. Рикарда-Абенхаймера (Германия)- Собрание А. А. Половцова
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Известный политический и общественный деятель России второй половины XIX века А. А. Половцов был страстным коллекционером произведений искусства. По его инициативе был организован Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Архивные документы музея сохранили сведения о коллекциях русского народного искусства, которые Половцов и его супруга, Надежда Михайловна Половцова (1843–1908), приносили в дар музею или приобретали для него.
Коллекции Музея училища Штиглица в 1930-е годы оказались разрозненными и теперь находятся в собраниях четырех музеев: ГЭ, ГРМ, Музея декоративно-прикладного искусства Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. В коллекции ОНИ ГРМ имеется свыше 500 экспонатов, ранее принадлежавших Музею училища барона А. Л. Штиглица. Некоторую часть из них удалось сопоставить с архивными документами и определить, от какого коллекционера они поступили. Эти собиратели по большей части оказались известными людьми, знатоками русской культуры: И. Ф. Барщевский — фотограф, археолог, искусствовед, хранитель музея «Русская старина» в Талашкине, основатель и директор музея в Коломенском; Н. В. Султанов — архитектор, реставратор, искусствовед, идеолог византийского стиля; В. А. Прохоров — историк, археолог, преподаватель, основатель Древнехристианского музея Академии художеств; А. Ф. Прядилова — нижегородская купчиха, известная собирательница народного костюма. О. В. Алексеева, Н. О. Крестовская, Г. А. Пудов, М. А. Сорокина. Александр Александрович Половцов // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 133-134.
«В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; ее также украшали золотным шитьем» (Тверские ведомости, 1850. № 13. С. 34–36). Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. С. 57.