Женский праздничный костюм
Воронежская губерния. ХIХ век
- Шерсть, металлическая нить, полотно, пенька, ситец, ткачество, вышивка, вышивка тамбуром, шелковые ленты, вышивка набором, галун, золотное шитье, стеклярус, бархат, золотное шитье по карте, перья, блёстки, бисер, гарус, шерстяные и золотные нити, низание, шелк
- В-9884; В-7854; В-9895; В-9894; В-7555; В-7555абв; В-9898, 9899; В-7561; В-9897; В-9936, 9937
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Рубаха
Шерсть, металлическая нить, полотно, пенька, ситец. 55 х 158
В-7854
Понева
ХIХ век
Бирюченский уезд, Воронежская губерния
Шерсть, ткачество, вышивка. 91,5 х 95
В-9884
Колористическая гамма воронежских понев не имеет аналогов в русском костюме. Красные, оранжевые, малиновые, синие и ярко-зеленые стежки вышивки создают необыкновенно богатую игру цвета, где тонкие полоски соединяются в более широкие, прерываются «радугой» вертикальной «свозки». Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. – С. 182.
Пояс
Шерсть, ткачество, вышивка тамбуром. 30 х 276
В-9895
Передник
Полотно, шелковые ленты, вышивка набором. 73 х 74
В-9894
Головной убор Сорока с рогами (кичкой)
Галун, золотное шитье, стеклярус. 11,5 х 11 х 13
В-7555 абв
Позатылень
Бархат, шерсть, золотное шитье по карте. 52,5 х 27
В-7555абв
«Косицы» — височные украшения
Начало ХХ века
Бирюченский уезд, Воронежская губерния
Перья, блестки, бисер, гарус, золотное шитье. 12 х 4,5 х 0,5
Пост. в 2006 от В. А. Лопатиной (Белгород)
В-9898, 9899
Грибатка (нагрудное украшение)
Шерстяные и золотные нити, бисер, блестки. 7 х 65
В-7561
Бусы — «прутики»
Бисер, низанье. 10 х 67
В-9897
Брыжи
Шелк, шитье. 12 х 23
В-9936, 9937
Костюм Воронежской губернии — исключительное явление. От головы до пят покрытый удивительной вышивкой, он включает множество предметов. Вышивка то миниатюрная, словно прочерченная черной тушью, то выполненная крупными стежками ярчайших цветов гарусной шерсти, то сверкающая гладкими плоскостями золотных швов. Ни в одном регионе, кроме Воронежской губернии, не найти праздничного костюма, украшенного черной вышивкой — на рукавах рубах, переднике. Четкий графический орнамент вышивки воронежских крестьянок невозможно спутать с каким-либо другим — это изящный геометрический черный узор, выполненный в традиционной технике набора, на белоснежном фоне гладкого полотна. Черный цвет вышивки этнографы сравнивают с цветом воронежской земли — чернозема. В костюме Бирюченского и Коротоякского уездов черный цвет мы встречаем и в крупных клетках поневы, и в бархате головных уборов, и на вышитых подолах передников; на рукавах рубах, и в расцветке бисерных и шитых украшений. Использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, а также верхней одежды, говорит о традициях, уходящих к более древним пластам культуры, когда ткани глухой черной окраски еще не были принадлежностью траурного наряда. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. – С. 183.
Редким вариантом украшения рукавов в воронежском костюме является золотная вышивка. Ее называли «золотые ремни на расшивах». Сияющие золотые узоры повторяются в декоре головного убора и нагрудного украшения — «грибатки», в золотистом галуне на переднике. Это праздничный костюм молодой женщины, он ярок и наряден, а его головной убор включает особую деталь — кичку рогатой формы, на которую надета высокая «сорока». Рога — один из древнейших символов плодородия. Такой убор носили обычно на протяжении первых лет замужества. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. – С. 185.