Коллекция Государственного Русского музея

Амвон

Новгород. 1533

  • Дерево, левкас, темпера. В. — 273,0; дл. окр. — 6,91.
  • ДРД-443

  • Поступил в 1897 из МАХ

  • До 1860 года находился в Софийском соборе Новгорода

Амвон новгородского Софийского собора 1533 года  является подлинным шедевром резьбы по дереву эпохи архиепископа Макария и единственным, сохранившимся из числа подобных древнерусских памятников средневековой пластики. Традиция использования амвона в богослужебной практике восходит к раннему Средневековью. Амвоном в Восточной Церкви именовалась возвышенная платформа в храме, предназначенная для чтения Св. Писания, произнесения проповеди и литургического пения, коронации императора. Согласно символическому толкованию христианского храма, амвон обозначал «камень у св. Гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел..., возвещая мироносицам воскресение Господа». Этому толкованию отвечал декор византийских памятников: изображение креста, хризмы, павлина, виноградной лозы. Воздвижению Креста на Голгофе соответствует воздвижение креста на амвоне. Вместе с принятием христианства Русь получила от Византии уже сложившийся церковный обряд, связанный с ним. Нахождение на амвоне уподоблялось ангельскому служению и требовало от восходящих особого духовного состояния. Идея духовного восхождения к идеальному Граду, Храму, Небесному Иерусалиму, и возвышенного служения — центральная тема эстетического и символического замысла софийского амвона.

Новгородский амвон представляет собой круглое в плане архитектурное сооружение. В трех верхних ярусах первоначально располагались иконы с изображениями святых. Нижний ярус-основание образуют фигуры, размещенные по кругу. Роскошь орнаментального убора верхних ярусов амвона гармонирует с живописно-пластическим совершенством нижнего регистра, в котором, возможно, находились образы святых.

Скульптура новгородского амвона — это целый художественный ансамбль в составе двенадцати резных фигур (сохранилось одиннадцать). В числе участников создания резного амвона ‒ «анбонный мастер» Григорий. Архитектурная композиция амвона замкнута в круг. Скульптура размещается по окружности цоколя. Пропорции изображений чуть вытянуты. 

Каждая отдельная фигура помещается в ограниченное пространство между двумя колонками, которые становятся для нее условной рамой или киотом. Лики всех фигур решены в условно-иконной манере, мастер очерчивает рот, глаза овальной формы, морщины на лбу или под глазами. В выражении лиц преобладает отстраненность, что соответствует великой сакральной значимости несомой на руках святыни. Почти на всех фигурах надеты плащи, завязанные узлом, скрепленные пряжками или перекинутые через плечо. Именно в деталях, в графике развивающихся складок мастер легко отступает от жесткой схемы, и его ремесло становится подлинным искусством. Силуэтность, ритмическая монотонность — черты, определяющие художественное своеобразие скульптуры. Звонкие цвета (розовый, светло-зеленый, желтый), активное использование пробелов, яркие орнаменты одеяний свидетельствуют о том, каким нарядным был памятник в своем первоначальном виде.

С окончанием средневекового периода, в конце XVII — начале XVIII века строительство стационарных амвонов на Руси прекратилось.

Памятник был найден в середине XIX века на хорах Софийского собора. В 1860 поступил в Императорскую Академию художеств, в 1897 передан в собрание Русского музея.

Размер фигур:
1) 89 × 43 × 12,5; 2) 89 × 41 × 12,5; 3) 89 × 35,5 × 12,5; 4) 89 × 34,5 × 12,5;
5) 89 × 35,5 × 12,5; 6) 89 × 41 × 12,5; 7) 89 × 37 × 12,5; 8) 89 × 29 × 12,5;
9) 89 × 42 × 12,5; 10) 89 × 39 × 12,5

Комплексная реставрация выполнена в 2013–2016 гг. в секторе реставрации резных икон и деревянной скульптуры ГРМ. Реставрационная группа: В. Я. Чмеленко, Ж.А. Максименко, А. В. Кондратьева, В. В. Копяков, К. С. Чарыкова, Н. С. Туркин.

     Лекция "Амвон в цифрах. Символика образов"

 

  Лекция "Амвон как наследие святителя Макария. Открытия - реставрации - консервации"

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Амвон
Год создания: 2017 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 28:43

Фильм посвящен одному музейному предмету уникальному, единственному в своем роде во всем мире – деревянному Амвону из Новгородского Собора времени святителя Макария, а раньше бы сказали времени Ивана Грозного.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: