Чудо святого Георгия о змие
Первая четверть ХVII века
- Дерево, доска цельная (хiх века), две врезные встречные шпонки, без паволоки, темпера. 35,2 × 29,8 × 2,2
- ДРЖ-1039
Пост. в 1922 из Строгановского дворца в Петрограде; с 1847 — в собрании графа С. Г. Строганова- Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске
-
Сведения о реставрации:
Реставрировалась до поступления в ГРМ, при этом живопись средника вместе с левкасом была перенесена на новую основу. - Раскрыта в ГРМ: Голубев С.И. (1981–1983)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Ярко индивидуальная манера присуща искусству Никифора Савина. О нем, как и о других строгановских мастерах, известно очень мало, хотя икон, приписываемых ему, сохранилось более 15. Известно, что он происходил из семьи потомственных иконописцев Савиных, трудившихся по заказам царского двора, был сыном Истомы Савина.
Образам строгановского мастера Никифора Истомина Савина свойственны особая изысканность и утонченность. Тела кажутся лишенными плоти, изящны руки, маленькие ноги, едва касаются носками позема. Приемы иконописца отличаются особой сложностью. Тонкая кисть выводит затейливые узоры на одеждах и архитектурных формах. Многослойное письмо яичными красками исполнено с применением золота, серебра, цветных лаков. Цветные "подкладки" под золото, тонкий черневой рисунок поверх золотой основы - все это создает драгоценную мерцающую живописную поверхность иконы. Наряду с изощренным узором форм, иконы отличаются нежными светлыми красками.
В искусстве известны как краткий, так и распространенный варианты «Чуда Георгия о змие». В последнем, помимо конного Георгия (обычно с копьем) и дракона, изображены также город с царем, царицей и жителями и царевна, ведущая за собой дракона. В ХVI веке появляются композиции с изображением ангела с короной, слетающего с неба, чтобы увенчать героя, а оружием святого служит не копье, а меч. Никифор Савин следует этому варианту иконографии.
На иконе представлен момент, предшествующий смерти змия. Взметнувшийся вверх меч кажется исходящим из небес, словно сам Господь передает его святому, а ангел, слетающий с неба, венчает героя венцом. Изображение города, наполненного народом, царя с царицей и красочной толпы придворных занимает большую часть иконной плоскости. Царь и царица показаны дважды: наблюдающими за происходящим и приветствующими спасенную дочь. При всей условности выражения жизненных эмоций, здесь явственно видна попытка иконописца передать чувства героев. Особой выразительностью отличается образ царевны, склоняющей голову к обнимающей ее матери. Совсем по-другому выглядит еще одно изображение царевны, находящееся рядом: здесь она уже обращена с поклоном к святому воину и глядит на змия. Этот своеобразный психологизм — новое явление в иконописи, предвещающее серьезные изменения всего художественного строя иконы, которые получат развитие во второй половине XVII века.
Георгий Победоносец, великомученик — уроженец Каппадокии, принадлежал к знатному роду. Достигнув совершеннолетия, поступил на службу к императору Диоклетиану. Юноша отличался красотой и доблестью и вскоре заслужил звание комита — одного из старших военачальников. За смелое исповедание христианства он подвергся страшным пыткам, был усечен мечом в Никомидии в 303 году. День памяти 23 апреля / 6 мая и 26 ноября / 9 декабря.
Рест. до поступления в ГРМ, при этом живопись средника вместе с левкасом была перенесена на новую основу; раскрыта в 1981–1983 в ГРМ С. И. Голубевым.