Распятие
Византия. XIV (XVI?) век
- Дерево, левкас, темпера. 38,0 х 30,1 х 1,4
- ДРЖ-1084
Пост. в 1922 г. из древлехранилища Александро-Невской лавры-
Сведения о реставрации:
Пробное и частичное раскрытия: Голубев С.И. (1985) - Укрепление: Ратников И. А. (2013)
- Полное раскрытие: Бушуев М. М. (2017)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
Икона под записью. Щит иконы из двух досок. Доска тонкая, 1,5 см, древесина серо-коричневого цвета. Шпонки врезные клиновидные, несквозные, встречные. Верхняя шпонка (поздняя?) выступает за край щита на 0,8 см, светлее основы, держится в пазу только своими концами, утратила крепежные функции. Нижняя шпонка отсутствует. Коробление доски внизу 1,8 см, вверху 1,5 см. Торцы и боковые стороны оббиты деревянной обноской (поздней?), оголенные участки древесины местами загрязнены. Многочисленные гвоздевые отверстия с выкрошками грунта и красочного слоя вокруг них на полях, вдоль лузги и на фоне вокруг изображения фигуры Спасителя. Многочисленные обширные утраты грунта до основы вдоль краев щита, особенно значительные на нижнем поле с заходом в средник. Вставки грунта под записями по всему периметру щита перекрывают вызолоченные поля (перелевкаска), обширные вдоль всего нижнего поля с заходом в средник. Обширная вставка в нижней части средника справа с заходом на изображение ноги Лонгина спускается ниже левее к нижней лузге по касательной к изображению ноги Иоанна и захватывает низ Голгофы, левее вдоль лузги с заходом на изображение ног Богоматери и Мироносицы. Менее значительные вставки грунта с записями вдоль трещины на изображении головы, груди и ноги Лонгина. Мелкие вставки на нимбах. Авторская живопись под двумя слоями разновременных записей. На авторской живописи лежит поновительский санкирь и охрение более теплого оттенка, поверх которого – позднейшая запись, еще теплее. Золото: на фоне ниже изображения креста утрачено, сохранилось фрагментарно. Выше, над изображением креста, сильно потерто. Золото нимбов сохранилось фрагментарно. Покровная пленка потемневшая, пожелтевшая, матовая, пятнистая.
Комплекс проведенных мероприятий:
В 1985 году икона поступила в реставрационную мастерскую для проведения исследований. С. И. Голубевым было выполнено исследование красочной поверхности с помощью бинокулярного стереомикроскопа, а также пробное и частичное раскрытия авторской живописи – раскрыт участок размером 25х11 см в правой верхней части с захватом поясного изображения фигур Иоанна и Логина. При исследовании поверхности в инфракрасной области излучения был обнаружен авторский подготовительный рисунок. Он был двух типов – сочным отрывистым штрихом под изображением Иоанна Богослова и суховатой линией на фигуре Христа. В совокупности с данными, полученными при исследовании поверхности, и в результате пробного и частичного раскрытий, было отмечено, что икона, к сожалению, имеет неудовлетворительное состояние сохранности и была несколько раз поновлена. Раскрытие было приостановлено. В 2013 году И. А. Ратниковым было выполнено укрепление красочного слоя и левкаса. В 2015 году по решению Реставрационной комиссии Русского музея раскрытие авторской живописи было продолжено. Перед началом продолжения раскрытия икона исследована в R-лучах, сделана фотосъемка в ИК и УФ спектрах. Также проведено визуальное исследование под микроскопом. Проведены работы по консервации, укреплены грунт и красочный слой вдоль краев иконы. Из-за одной утраченной, а второй нефункционирующей шпонок довольно тонкую доску необходимо было укрепить и обеспечить безопасную работу. Были изготовлены реставрационные шпонки из выдержанной липы в старые пазы с учетом коробления доски. Все работы по раскрытию велись под микроскопом Leica M165C, всухую, микроинструментом. Пробное раскрытие проводилось в среднике вверху на участке с надписью «ГДНЕ». Остро заточенным микроскальпелем (изготовлен из надфиля с квадратом в сечении с режущей поверхностью 0,1 см) срезались верхние слои темно-зеленой записи до пожелтевшего слоя “авторской” покровной пленки (сохранилась преимущественно вдоль лузги). На утратах золота оставлялся тонкий полупрозрачный слой зеленой записи, который после фотофиксации удалялся. Буквы, лежащие на записи, сохранялись (обходились), т.к. авторские надписи утрачены. Вверху на поле довольно рыхлая, мягкая, сыпучая перелевкаска перекрывала часть авторского золоченого поля и нимба Спасителя. Она утоньшалась твердосплавным скальпелем (с наконечником из вольфрамо-кобальтового композита ВК6ОМ с режущей поверхностью 0,15 см). Поверхность смачивалась микротампоном с пиненом. При довыборке использовался малый микроскальпель с режущей кромкой 0,1 см и специальный микроинструмент – терка с наждачной бумагой № 600-800 и рабочей поверхностью 1 мм2 (см. фото). При раскрытии изображения живота Христа справа, под полупрозрачным сохранным слоем санкиря обнаружена потертость подготовительного рисунка. Это свидетельство того, что авторская живопись утрачена и фигура Спасителя переписана позже. При сравнении манеры письма и цветовой гаммы личного Лонгина, Иоанна и Христа видна разница: личное Спасителя теплее по цвету, живопись легче и прозрачнее, а детали лица проработаны мельче и подробнее, холодное же личное предстоящих написано по оливковому санкирю более контрастно, цветно и декоративно.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 21.