Коллекция онлайн

Крещение

Вторая половина XVII в.

  • Дерево, левкас, темпера. 50,8 х 39,7 х 3
  • ДРЖ-1198

  • Пост. в 1926 из Реставрационной мастерской (Надеждинская, д. 27); ранее – в Петроградском Археологическом институте

  • Сведения о реставрации:

    Азарнина Е.В. (2019)

В текстах четырех евангелий повествуется о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан святым Иоанном Предтечей.

„Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну — креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя. и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказалему в ответ: оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды. — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия. Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Праздник также носит название „Богоявление“, так как при этом событии впервые миру были явлены все три лица Пресвятой Троицы (глас с небес Бога Отца и сошествие Святого Духа в виде голубя).
Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21—22; Ин. 1, 29-38. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 103.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Левая верхняя часть иконы раскрыта от поздних наслоений. Авторская живопись находилась под сильно потемневшей, сгрибленной лаковой пленкой и слоями темперной записи на полях иконы. В правом верхнем углу отставание паволоки, грунта и красочного слоя от основы. Связь  грунта с красочным слоем ослаблена.

Комплекс проведенных мероприятий:

Был проведен комплекс мероприятий по исследованию иконы в отделах химико-биологических и технологический исследований Русского музея. Методом пропиток слабым раствором осетрово-медового клея укреплен грунт и красочный слой, подклеена паволока к основе, в места утрат подведен реставрационный грунт.  Раскрытие производилось под микроскопом МБС-10 микроинструментом. Записи удалялись послойно, всухую, микроскальпелем  с режущей кромкой 3 мм. Лаковая пленка утоньшалась и выравнивалась в два этапа. На первом этапе  уменьшался рельеф сгрибленностей к уровню основного слоя при помощи палочки расточки с абразивной бумагой, затем использовалась эмульсия этилового спирта с пиненом, которая наносилась на поверхность микротампоном, лаковая пленка утоньшалась и выравнивалась  микроскальпелем . В процессе реставрации удалены два слоя темперной записи на полях, открыта авторская надпись. На полях и вдоль лузги выявлены границы поздних вставок грунта. На фоне удален слой поновительской позолоты, который частично перекрывал контур изображения горок. Удален слой поновительской позолоты и поздние обводки нимбов. В ходе работы выявлены тонкие завершающие слои авторской живописи, которые формировали объем на изображении горок. Выявлена теневая часть изображения горок справа, на изображении горок слева теневая  часть отсутствует. Также выявлены цветные лаки, которые использовались для разделки крыльев на изображении Ангела. Тонировки выполнены акварельными красками, после чего поверхность иконы покрыта реставрационным лаком. Выполнено полное раскрытие.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 50.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: