Преображение Господне
В текстах трех евангелистов есть рассказ об этом событии.
„По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, / И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте“. Мф. 17, 1–5; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 181.
На иконе представлена широко распространенная в русской иконописи традиционная композиция с Иисусом Христом во славе и чудесно явившимися пророками Илией и Моисеем. В ее нижней части композиции помещено редкое для икон данного сюжета изображение фигуры Христа среди апостолов. Согласно евангельскому тексту, светлое облако осенило всех и прозвучал глас: „Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте" (Мф. 17, 5). Ученики испугались и пали, закрыв глаза. На иконе представлен момент, когда Христос поднимает апостола Петра за руку и касается рукой спины Иоанна, говоря: "Встаньте и не бойтесь" (Мф. 17, 7). Композиция с Христом и павшими апостолами встречается в иконописи XVII-XIX столетий крайне редко.
Иконы „Вход в Иерусалим“ и „Преображение“ входили в состав праздничного ряда неизвестной церкви. Можно предположить, что они выполнены поволжским мастером. Алевтина Мальцева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 183.