Страдания Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и история библейской Сусанны
Начало XVIII века
- Дерево, доска цельная, без ковчега, две врезные шпонки, темпера. 54 × 150 × 2,5
- ДРЖ-1755
Пост. в 1912 в дар от императора Николая II (пожертвована Н. Н. Черногубовым)- Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.
-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Ярыгина И.В. (1972–1973)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Вероятно, икона была заказана в связи со смертью царевны Софьи Алексеевны в 1704 году неизвестному провинциальному мастеру. Она входила в состав одного из надгробных иконостасов Смоленского собора Новодевичьего монастыря и размещалась над гробницей царевны. Этим объясняются вытянутые по горизонтали пропорции памятника. Иконостас включал в себя 18 икон разной величины, «по большей части походные, комнатные, келейные и выносные» (Токмаков, 1885. С. 48).
Известно, что последние 16 лет своей жизни царевна Софья провела в Новодевичьем монастыре, где была насильно пострижена в монахини в 1698 году с именем библейской Сусанны. В обитель ее заточил Петр I, пресекая притязания сестры на царский престол.
Житийная икона с «виршами» — стихотворными пояснениями к клеймам ― имеет редкое посвящение. Художник совмещает в ней два житийных цикла святых жен, соответствующих двум именам царевны ― светскому София и монашескому Сусанна. Если святая София с дочерьми редко, но все же встречаются в станковой живописи, то изображения праведной Сусанны, столь широко распространенные в западноевропейской гравюре, появляются на Руси только со второй половины XVII века, и то в стенных росписях храмов Поволжья. Соединение в одной иконе обоих житийных циклов делает памятник уникальным; это обусловлено, несомненно, личностью и судьбой царевны Софьи.
Художник нетрадиционно подошел к изображению житий святых жен: средник отсутствует, клейма занимают все поле иконы, а в центре житийные циклы разделяет лишь узкая полоска золотого фона. Левая часть клейм, с изображением страданий святой Софии и ее дочерей, в большей степени канонична: золотой фон, «молебные» жесты персонажей, в том числе воинов, традиционные иконописные схемы, заимствованные художником из некоторых композиций, например «Усекновение главы Иоанна Предтечи» или «Три отрока в пещи огненной». Правая часть клейм, с историей Сусанны, написана более свободно. Краски на иконе яркие, плотные, лики написаны «живоподобно». В одеждах использованы золотые пробела.
Художник демонстрирует заинтересованность линейной перспективой, но не вполне уверенно владеет ее приемами. Так, очевидны ошибки в рисунке, допущенные в изображении двери, несколько раз встречающейся в клеймах. Довольно реалистично написан мощный частокол изгороди, за которым купается Сусанна. Купы деревьев за купальней переданы темно-зелеными шапками с белильной точечной растушевкой. Такой же прием заметен и в изображении пробелов на одеждах. Пояснительные «вирши», помещенные в верхней части каждого клейма, указывают на тесную связь сцен с литературными сочинениями того времени — еще одна характерная черта живописи петровского барокко рубежа XVII – XVIII веков. Среди самобытных черт, присущих иконе, следует отметить и яркую индивидуальность мастера, проявляющуюся в светской трактовке библейских сцен на основе «народных национальных представлений и вкусов» (Ананьева, 1966. С. 445).
Порядок клейм:
Левая часть иконы (по три клейма в два ряда) — «Житие святой мученицы Софии»:
1. Взятие под стражу святой Софии с дочерьми; 2.Мученицы перед нечестивым царем Дарием; 3.Мучения святой Веры; 4. Мучения святой Надежды; 5. Мучения святой Любови; 6. Святая София у гроба дочерей.
Правая часть иконы (по два клейма в два ряда) — «Житие праведной Сусанны»:
1. Купание Сусанны; 2. Старцы ведут Сусанну в суд; 3. Явление в суде пророка Даниила; 4. Пророк Даниил обличает старцев.
Реставрирована в ГРМ в 1972–1973 И. В. Ярыгиной.
М. В. Федосеева // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 90.