Непроходимая дверь
Вторая половина XVII века. (?)
- Дерево, доска (2 шт.), ковчег, две сквозные шпонки, левкас, темпера. 151,2 х 66,2 х 3,8
- ДРЖ-1921
Пост.: 1929 из Музея Общества поощрения художеств (ОПХ); ранее – в 1847–1870 – собр. С.Г.Строганова; с 1870 – в Музее ОПХ- Происходит из Благовещенского собора Сольвычегодска (?)
- Период XVII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Характерное для периода раннего христианства переосмысление ветхозаветных символов и пророчеств применительно к новозаветным лицам и событиям приводит к возникновению многочисленных символико-аллегорических образов Богоматери. Рожденные метафоричностью средневекового мышления, они наполнили тексты византийской литургической поэзии, подготовив благодатную почву для создания новой образности в византийском, а затем и древ- нерусском изобразительном искусстве.
Одним из выразительных примеров воздействия текстов литургической поэзии на живопись может быть признано появление символической композиции "Непроходимая дверь". Ее источником стала строфа из Книги пророка Иезекииля, отнесенная к Приснодевству Богородицы: "И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены" (Иез. 44: 2). Последование служб Великой Вечерни в канун Богородичных праздников, включающее чтение данного текста и пение стихир, раскрывающих тему пророчества Иезекииля, оказало влияние на сложение иконографии "Непроходимой двери". Ее композиционное решение навеяно символической образностью стихиры Сергия Патриарха, исполняемой на Великой Вечерне в канун праздника Рождества Богоматери 8/21 сентября: "Сей день Господень, радуйтесь, людие: се бо Света Чертог, и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великого, Едина, и Единого вводящи Христа во Вселенную, во спасение душ наших".
Песенный образ Богоматери-Двери передается на иконе изображением Богоматери Оранты (лат. - молящаяся) с заключенной в ореол фигурой младенца в лоне. Окруженная сонмом славословящих праведников, среди которых особенно выделен пророк Иезекииль со свитком пророчества, Пресвятая Дева представлена на фоне пронизанных светом архитектурных кулис. Соотнесение образа Богоматери и "световидных палат" заставляет вспомнить о другой метафоре песенного текста, уподобляющей Марию "Чертогу Света". Дарующая людям Свет Надежды на грядущее Спасение, Богоматерь возвышается над погруженной во тьму преисподней, откуда к ней в ожидании появления Искупителя тянутся фигуры – олицетворения душ умерших. Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 70.
Выставки: «России женское лицо». Центр искусств "Табакалера" Фонда Пабло Пикассо (Испания, г. Малага). 2019-2020; «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа