Коллекция онлайн


упомин. в 1675—1731

Иоанн Предтеча

Икона из Деисусного чина. 1698


Иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» принадлежат кисти Тихона Филатьева — ведущего мастера Оружейной палаты конца XVII — начала XVIII века наряду с Кириллом Улановым. Первоначально они входили в трехчастный деисус. Как правило, подобные произведения предназначались для индивидуальной молитвы и включали не ростовые, а поясные изображения Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. До нашего времени дошло лишь несколько аналогичных ростовых композиций.

Особенность деисуса 1698 года в том, что раскрытый свиток держит не только Иоанн Креститель, но и Богородица. Во второй половине XVII века такая композиция широко использовалась в монументальном варианте. Тихон Филатьев был хорошо знаком с этой иконографической традицией, о чем свидетельствует созданный под его руководством иконостас церкви Козьмы и Дамиана в Кадашах (1689, ГТГ). Здесь в центре деисусного ряда располагался образ «Предста Царица», схожий с иконами из ГРМ содержанием текстов на свитках, которые держат Иоанн Креститель и Богоматерь. Благодаря изображению двух свитков еще больше акцентировалась тема молитвы, определяющая идейное звучание деисуса.

О помиловании грешников говорится и в хартии Иоанна Крестителя: «Агнче Божий // вземляй // грехи в // сего ми // ра возми // бремя гре // ховное к те // бе от при //бегших и спаси // их». Последняя фраза ассоциируется со словами из Великого покаянного канона святого Андрея Критского.

Тема деисуса, молитвы Богоматери и Иоанна Крестителя, обращенной Христу, оставалась актуальной в культуре XVII века и получала в ней новое, более личностное осмысление. В произведении Тихона Филатьева понимание иконографии деисуса в соответствии с духом времени сказалось в том, что предстоящие изображены не в небесах, а на грешной земле, приближенными к людям.

В живописи двух икон нашел воплощение авторский стиль Тихона Филатьева. В его творчестве — в изображении ликов и природы, передаче объема и фактуры драпировок — получили дальнейшее развитие принципы «живоподобного» письма. Первый исследователь рассматриваемых икон М. К. Каргер отмечал, что они «характеризуются чрезвычайно развитым реалистическим пейзажем». Показывая не «преображенную» землю, отсылающую к образу вечного царства будущего века, а обыденный вид преходящей природы, с голыми ветвями деревьев, без единого цветка в траве, Тихон Филатьев проявляет себя как человек XVII века.

В колорите икон превалируют зеленые и коричневые оттенки. Изысканно по цвету травянисто-зеленое платье Богородицы с золотыми поручами, поясом и оплечьем. Золотые штрихи, вплетенные в милоть Иоанна Крестителя, воспринимаются не как украшение, но как блеск шерсти. Крупные нимбы акцентируют внимание на ликах Иоанна Предтечи и Богородицы.

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 86.

На нижнем поле каждой иконы надпись: «206 (1698) г(о) году писал Тихан Иванов»

Реставрирована в ГРМ Н. В. Перцевым (1960), Р. А. Кесаревым (1995) и М. М. Бушуевым (2014)

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Сохранившиеся две иконы (ДРЖ-2150ДРЖ-2151) могли входить в состав трехфигурного деисуса, в центре которого изображается Спас Вседержитель, а по сторонам — обращенные к нему Богоматерь и Иоанн Предтеча, или в расширенный деисусный чин, куда, помимо основных фигур, включались изображения архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, а также святителей, мучеников и столпников. Святые располагались в строгой последовательности, «по чину». В композиции деисуса воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. В соответствии с установленным правилом деисус размещается над Царскими вратами во втором ряду иконостаса. В сохранившихся иконах Богоматерь и Иоанн Предтеча представлены как посредники между Богом и людьми, они умоляют за род христианский. В руках у святых развернутые свитки, где приводятся начальные слова молений, обращаемых Богоматерью и Предтечей к Христу.

Иконы написаны жалованным иконописцем Оружейной палаты Тихоном Филатьевым. Он был наиболее верным последователем Симона Ушакова, долгое время руководившего иконописной мастерской Оружейной палаты. Тихон Филатьев, один из немногих иконописцев Оружейной палаты, уделял особое внимание изображению пейзажа, на фоне которого обычно и происходит действие в его иконах. Так, на иконах «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» фоном для статично изображенных крупномасштабных фигур служит холмистый пейзаж с приземистыми деревьями, кустарниками, высоким голубым небом и каменными постройками. Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 92.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

Литература, публикации: Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по истории русского искусства. Ч. I. Л., 1928. С. 134. Рис. 7 на с. 135; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 92. Кат. 52; Прохоров В. Каталог музея древнерусского искусства. Императорская Академия художеств. СПб., 1879. С. 32. № 88


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: