Коллекция онлайн


упомин. в 1675—1731

Иоанн Предтеча

Икона из Деисусного чина. 1698


Иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча» принадлежат кисти Тихона Филатьева — ведущего мастера Оружейной палаты конца XVII — начала XVIII века наряду с Кириллом Улановым. Первоначально они входили в трехчастный деисус. Как правило, подобные произведения предназначались для индивидуальной молитвы и включали не ростовые, а поясные изображения Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. До нашего времени дошло лишь несколько аналогичных ростовых композиций.

Особенность деисуса 1698 года в том, что раскрытый свиток держит не только Иоанн Креститель, но и Богородица. Во второй половине XVII века такая композиция широко использовалась в монументальном варианте. Тихон Филатьев был хорошо знаком с этой иконографической традицией, о чем свидетельствует созданный под его руководством иконостас церкви Козьмы и Дамиана в Кадашах (1689, ГТГ). Здесь в центре деисусного ряда располагался образ «Предста Царица», схожий с иконами из ГРМ содержанием текстов на свитках, которые держат Иоанн Креститель и Богоматерь. Благодаря изображению двух свитков еще больше акцентировалась тема молитвы, определяющая идейное звучание деисуса.

О помиловании грешников говорится и в хартии Иоанна Крестителя: «Агнче Божий // вземляй // грехи в // сего ми // ра возми // бремя гре // ховное к те // бе от при //бегших и спаси // их». Последняя фраза ассоциируется со словами из Великого покаянного канона святого Андрея Критского.

Тема деисуса, молитвы Богоматери и Иоанна Крестителя, обращенной Христу, оставалась актуальной в культуре XVII века и получала в ней новое, более личностное осмысление. В произведении Тихона Филатьева понимание иконографии деисуса в соответствии с духом времени сказалось в том, что предстоящие изображены не в небесах, а на грешной земле, приближенными к людям.

В живописи двух икон нашел воплощение авторский стиль Тихона Филатьева. В его творчестве — в изображении ликов и природы, передаче объема и фактуры драпировок — получили дальнейшее развитие принципы «живоподобного» письма. Первый исследователь рассматриваемых икон М. К. Каргер отмечал, что они «характеризуются чрезвычайно развитым реалистическим пейзажем». Показывая не «преображенную» землю, отсылающую к образу вечного царства будущего века, а обыденный вид преходящей природы, с голыми ветвями деревьев, без единого цветка в траве, Тихон Филатьев проявляет себя как человек XVII века.

В колорите икон превалируют зеленые и коричневые оттенки. Изысканно по цвету травянисто-зеленое платье Богородицы с золотыми поручами, поясом и оплечьем. Золотые штрихи, вплетенные в милоть Иоанна Крестителя, воспринимаются не как украшение, но как блеск шерсти. Крупные нимбы акцентируют внимание на ликах Иоанна Предтечи и Богородицы.

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 86.

На нижнем поле каждой иконы надпись: «206 (1698) г(о) году писал Тихан Иванов»

Реставрирована в ГРМ Н. В. Перцевым (1960), Р. А. Кесаревым (1995) и М. М. Бушуевым (2014)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: