Параскева Пятница
Конец XVII — начало XVIII века
- Дерево, левкас, темпера. 31,6 х 27,8 х 3,5
- ДРЖ-2321
Пост. в 1897 из МАХ-
Сведения о реставрации:
Халбаева И.В. (2018)
В Русском музее хранится несколько произведений конца XVII — начала XVIII века, связанных со стилем искусства Симона Ушакова и художников его круга.
Мастеру образа «Святая Параскева» был близок стиль Тихона Филатьева, что сказалось в типологических особенностях лика святой с манерным изгибом губ, широким лбом и пухлыми щеками, а также в трактовке пейзажа.
П. В. Западалова. «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 68.
Реставрирована в 2018 в ГРМ И.В. Халбаевой
Великомученица Параскева родилась в III веке в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они назвали свою дочь Пятницей (по-гречески Параскева). Она избрала не путь замужества, а путь служения Богу через проповедь Евангелия. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена. Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. Память в православной церкви совершается 28 октября (10 ноября).
Состояние сохранности до реставрации:
На поверхности иконы было несколько разновременных покровных слоев, образовавших толстый слой неоднородной, сильно потемневшей олифы, практически скрывавшей изображение. Поступила на реставрацию в связи с подготовкой выставки «Осень русского средневековья».
Комплекс проведенных мероприятий:
Перед раскрытием было выполнено необходимое укрепление грунта и красочного слоя. После консервации икона была обследована в отделе технологических исследований. В ИК-лучах под слоем олифы и плотным слоем поверхностных загрязнений была четко видна живопись хорошей сохранности, слабо читались незначительные поздние вставки и прописи. Также при исследованиях обнаружилось, что в составе покровного слоя содержится шеллак, масло, белковый клей. Покровная пленка была утоньшена и выровнена. Записи и прописки, перекрывавшие авторское изображение, удалены, в местах утрат сточены. После раскрытия икона была покрыта реставрационным лаком. Утраты красочного слоя тонировались акварельными красками.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 52.