Коллекция онлайн

Варлаам Хутынский, с житием в двадцати клеймах

Раскрыта до поступления в ГРМ в конце XIX — начале XX века. 1550–1560-е


ПОРЯДОК КЛЕЙМ:

1. Рождество преподобного Варлаама; 2. Беседа с родителями. Преподобного Варлаама отдают во учение; 3. Погребение родителей преподобного Варлаама; 4. Преподобный Варлаам раздает имущество родителей нищим; 5. Пострижение преподобного Варлаама; 6. Преподобный Варлаам уходит на Хутынь, видит три луча, основывает церковь Спаса Преображения. Искушение отшельника и борьба с бесами; 7. Построение Хутынской обители. Первое чудо преподобного Варлаама; 8. Пророчество преподобного Варлаама о рождении у новгородского князя сына; 9. Второе чудо преподобного Варлаама (с рыбаками); 10. Третье чудо преподобного Варлаама. Воскресение мертвого отрока; 11. Преподобный Варлаам перед смертью благословляет на игуменство Антония; 12. Погребение преподобного Варлаама; 13. Первое посмертное чудо преподобного Варлаама: исцеление слепого; 14. Второе посмертное чудо: воскресение утопшего; 15. Третье посмертное чудо: исцеление князя Константина; 16–19. Чудо преподобного Варлаама с Григорием Тумгенем; 20. Исцеление бесноватого и хромого.

Иконографический вариант средника с предстоящим Спасу святым традиционен для заказных икон преподобного Варлаама, издавна исполнявшихся в Хутынском монастыре для богомольцев и гостей обители. В окружающих средник двадцати миниатюрных клеймах рассказывается о жизни святого, начиная с его рождения и кончая посмертными чудесами. В основе их лежит текст одной из многочисленных редакций Жития Варлаама, составленной Пахомием Логофетом. Художник, сохраняя последовательность событий, передает эмоционально-образный, символический строй литературного произведения, причем особое внимание уделяет чуду со слугой московского князя, происшедшему в момент напряженных политических отношений Москвы и Новгорода. Помещая в четырех клеймах подробный рассказ о воскресении Григория Тумгеня, мастер подчеркивает, что наиболее чтимый новгородский чудотворец выступает покровителем и благодетелем москвича — особы, близкой царскому двору. На московское происхождение памятника указывает и его художественный стиль.

Образный язык иконы отличается повествовательностью, подробностью в передаче событий и места действия. В ней чувствуется стремление к конкретности и историзму, столь характерное для эпохи Ивана Грозного. Миниатюрные, мастерски исполненные клейма, каллиграфическая тонкость рисунка, выразительных ликов, изысканных фигур, внимание к отдельным деталям, восприятие образа как живописного «текста» были рассчитаны на индивидуальное общение с ней тонкого и образованного человека, скорее всего, близкого царскому или митрополичьему двору. Ирина Шалина // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 72.

Преподобный Варлаам Хутынский (XII век) был сыном знатного новгородца. Оставив мирскую жизнь, он поселился в уединённом месте Хутынь близ Новгорода, где вёл суровую подвижническую жизнь. Со временем вокруг него собрались ученики, и был основан монастырь (Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь). Преподобный прославился даром чудотворений и прозорливости. Преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. Подробнее >>>


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: