Коллекция онлайн



Рождество Христово

Конец XVI – начало XVII века

  • Дерево, темпера. 35,8 х 30 х 2,2
  • ДРЖ-2757

  • Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея, Петроград (ранее – собрание С. Г. Строганова)


На Руси композиция Рождества Христова, унаследованная из Византии, была известна с домонгольского периода. В центре иконы — черная пещера, в которой помещены ясли с новорожденным младенцем Христом. Под ней — алое ложе с Богоматерью. Вокруг громоздятся скалы, по которым путешествуют волхвы «со звездою», сияющей вверху и испускающей свет на пещеру. На вершине благовествующий пастухам ангел. По другую сторону пещеры — волхвы с дарами, коленопреклоненные перед Богоматерью. Внизу — сцена омовения Младенца и пастырь с Иосифом. <...> Изображение пророка Исайи рядом с яслями новорожденного младенца Христа встречается на иконах «Рождества» очень редко, хотя имеет древнюю иконографию, восходящую к XI веку. Татьяна Вилинбахова // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 49.

На маленькой плоскости иконы строгановский мастер подробно воспроизводит основные события, сопровождающие рождение Христа. Икона сияет чистыми светлыми красками, созвучными настроению службы, посвящаемой церковью этому событию.

Сегодня Дева рождает Того, Кто вечен,

И земля пещеру приносит Неприступному.

Ангелы с пастырями славословят,

Волхвы со звездою путешествуют,

Ибо нас ради родился ребенок – предвечный Бог!

                                              Роман Сладкопевец

О предопределенности явления Христа в мир напоминает на иконе изображение пророка Исайи, стоящего у изголовья ложа Марии рядом с пещерой, где лежит новорожденный младенец. В его руках свиток, на котором написаны слова пророчества о будущем воплощении Бога и рождении Спасителя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Это пророчество в связи с рождением Христа упоминается в Евангелии от Матфея (1: 23) и звучит в тексте рождественской службы. Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 25.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, / Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; / И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Иконография «Рождества Христова» сложилась на основе текстов о рождении Христа Девой Марией, содержащихся в евангелиях (Мф. 1, 18–23; Лк. 2, 1–7), Протоевангелия Иакова, а также текстов Рождественской службы и некоторых апокрифических сочинений. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 47.

Литература, публикации: Denkmaler altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12.-18. Jahrhundert. Ausstellung. Berlin; Konigsberg, 1929. S. 19, N 90; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 28. Кат. 14; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 25. N 13


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: