Избранные святые
1702
- Дерево, две доски, без ковчега, две сквозные шпонки, левкас, темпера. 118 × 81 × 3
- ДРЖ-2786
Пост. в 1931 с зарубежной выставки 1929–1932; ранее — в ГИМ-
Сведения о реставрации:
Реставрирована до поступления в ГРМ
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
На иконе представлены девять святых, молящихся Христу. Надписи с именами сохранились плохо, но среди изображенных распознаются святой Алексий, митрополит Московский (слева, на первом плане), святая Мария Египетская, преподобная Мария (на дальнем плане справа), мученица Ирина (в царских одеждах, справа).
Произведение примыкает к группе икон второй половины XVII века, где в несколько рядов двумя группами, разделенными свободным пространством, изображались святые в молении. Обычно на них размещались образы патрональных святых царской семьи. Здесь же, вероятно, мы видим небесных покровителей семьи Черкасских. Боярин Михаил Яковлевич Черкасский († 1712) держал своих иконописцев, из которых мы знаем имена Дмитрия Логинова и «крепостного человека» Гавриила Дмитриева. Христос на публикуемой иконе показан в образе архиерея. На Нем красный саккос, поверх которого лежит омофор, обеими руками Он благословляет. Композиция напоминает деисусный чин, однако отличается от традиционной его формы тем, что святые представлены с сильно запрокинутыми головами, вглядывающимися в небеса.
Авторская надпись, где говорится о создании произведения 22 февраля 1702 года, размещается на фоне горок в нижней части иконы. Гавриил Дмитриев на настоящий момент известен как автор двух икон, одна из которых хранится в ГРМ. Хотя мы не располагаем сведениями о работе мастера по заказам Оружейной палаты, стиль его произведений свидетельствует, что Гавриил Дмитриев был приверженцем традиций этой мастерской и являлся первоклассным художником.
Колорит иконы построен на сочетании ярких красок ― синей, бордовой, красной и зеленой. Глубина цвета усилена благодаря использованию цветных лаков. В обилии применено золото, которое, кроме нимбов, сияет в отделке одежд, надписях и лучах вокруг фигуры Христа. Гавриил Дмитриев мастерски передает фактуру разных тканей, даже прозрачность плата, на котором святитель держит Евангелие в окладе, украшенном миниатюрными изображениями Христа и четырех евангелистов.
П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 91.
Надпись на фоне горок: «в 1702 го(ду) февраля 22 де(нь) писал сей образ иконописецъ Гавриил Димитреев сын»
Реставрация до поступления в ГРМ.