Коллекция онлайн

Огненное восхождение пророка Ильи, с двенадцатью клеймами жития

Северная провинция Новгорода. Вторая четверть — середина XVI века

  • Дерево, левкас, темпера. 93,0 х 69,0 х 2,5
  • ДРЖ-2936

  • Пост. в 1963 г. из церкви Илии Пророка деревни Черное Ленинградской области

  • Сведения о реставрации:

    Пробное раскрытие: Ярославцев И.П. (1963)
  • Сложное укрепление основы, полное раскрытие: Кесарев Р.А. (2017)

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Деревянный щит иконы находился в катастрофическом состоянии. Он был сильно поврежден плесенью и жуком-точильщиком. Верхний и нижний углы щита с правой стороны были утрачены, съедены жуком-точильщиком. Изображение на лицевой стороне было грубо прописано малярными красками, вероятно местным художником-самоучкой.

Комплекс проведенных мероприятий:

В 1963 году И. П. Ярославцевым было сделано срочное укрепление красочного слоя и грунта. Деревянный щит был тщательно очищен от плесени и антисептирован. На небольшом участке в левой части иконы было сделано пробное раскрытие. В 2014 году Реставрационным советом ГРМ было принято решение восстановить утраты щита и провести полное раскрытие. Многократными пропитками была укреплена древесина основы. В местах утрат на углах были вставлены деревянные штыри на глубину 10 -15 см и вокруг них древесной массой (опилки с клеем) были сформированы отсутствующие углы. После завершения укрепления основы был изготовлен съемный паркетаж, который придавал дополнительную прочность и предохранял щит от возможных разломов.     После этого на небольшом участке в правой части иконы на 4-м клейме было сделано небольшое пробное раскрытие. Раскрытие велось под стереомикроскопом специальным инструментом. Изучение этого участка показало, что икона поновлялась минимум четыре раза. Последнее поновление относится к началу XX века. Первоначальный красочный слой имеет значительные потертости, но, в целом, состояние удовлетворительное. Поновительские краски имеют разную твердость, поэтому на разных участках приходилось менять технику раскрытия. Например, белила имели большую твердость, и при срезании они скалывались, увлекая за собой микрочастицы нижележащего слоя, поэтому приходилось применять метод расточки. При срезании красочного слоя или его расточки он мутнеет. Чтобы восстановить оптические свойства его, поверхность смачивалась скипидаром. После раскрытия в местах утрат и потертостей красочного слоя были сделаны тонировки акварелью. Икона покрыта реставрационным лаком.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 35.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: