Великомученица Параскева Пятница, с житием в 12 клеймах
Тверские мастера. 1680
- Дерево, две липовые доски, две врезные встречные шпонки, ковчег, паволока, левкас, темпера. 103,5 × 81,6 × 3,7
- ДРЖ-3038
Пост. в 1964, вывезена экспедицией ГРМ из церкви поселка Локня Псковской области- Происходит из церкви Сергия Радонежского в погосте Темный Бор Холмского уезда Деревской пятины Новгородской земли
-
Сведения о реставрации:
Раскрыта частично: Ярыгина И.В. (1965) - Раскрыта полностью: Тараканов В.А. (1976–1977)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Памятник относится к наиболее ранней схеме житийных икон, представленной немногочисленной группой, в основном среднерусского круга, с поясной фигурой великомученицы Параскевы в среднике, подобно образу начала XVI века из церкви села Поречье Тверской области (МиАР). В то время как в большинстве известных агиографических циклов XVI–XVII веков, ориентировавшихся на один или несколько близких иконографических изводов, клейма окружают ростовую фигуру мученицы.
Центральный образ данной иконы повторяет традиционное торжественное изображение святой, облаченной в киноварный мафорий, «обагренный кровью мученичества», и накинутый поверх плаща головной белый плат, свидетельствующий об обете безбрачия невинной девы, невесты Христовой. Демонстрируя свиток с текстом Символа веры, Параскева выступает страстной защитницей христианства. Сочетающая эти черты иконография сложилась к началу XVI века и получила особое распространение в искусстве Севера и северо-западных регионов, что было связано с особым почитанием здесь святой, посвящением ей многих церквей и часовен.
Изображение возникло под влиянием деревянных скульптур Параскевы, неотъемлемым атрибутом которых была ее поза с поднятым крестом и свитком, а также белый плат и сцена коронования ее ангелами «венцом нетления», намеренно преувеличенная в данном случае. Редкой особенностью является отсутствие креста в руке мученицы, замененного крупным благословляющим жестом. Застегнутый на груди в трех местах мафорий, напоминающий об иконографии архангелов из деисусного чина, встречается, хотя и редко, в поздних изображениях Параскевы.
На нижнем поле надпись: «Лета ЗРПИ (1680) года написана бысть сия икона образ с(вя)тыя Пя(т)ницы в деянии на погост в Темнои Бор в церьков пр(е)п(о)д(о)бнаго отца Сергия по обещанию Митрофана Яковлева с(ы)на Полибина на память родителей своих»
Порядок клейм: 1. Святая Параскева проповедует язычникам христианство; 2. Параскева исцеляет слепых и хромых; 3. Богородица вручает святой Параскеве крест; 4. Святая Параскева предстоит перед игемоном; 5. Мучение святой Параскевы говяжьими жилами; 6. Мучение святой Параскевы железными прутьями; 7. Заточение святой Параскевы в темницу; 8. Явление святой Параскеве ангела и «светоносной жены» в темнице; 9. Сокрушение идолов в языческом капище; 10. Усекновение главы святой Параскевы; 11. Погребение святой Параскевы; 12. Гибель игемона, предсказанная Параскевой.
Раскрыта в 1965 в ГРМ И. В. Ярыгиной (частично), в 1976–1977 В. А. Таракановым (полностью)
Великомученица Параскева родилась в III веке в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они назвали свою дочь Пятницей (по-гречески Параскева). Она избрала не путь замужества, а путь служения Богу через проповедь Евангелия. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена. Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. Память в православной церкви совершается 28 октября (10 ноября).
Показать полный текстСо второй половины, но особенно в последней четверти XVII века схема житийной иконы с небольшим числом клейм (чаще 12) и поясным образом святой становится наиболее распространенной. Об этом свидетельствуют как небольшие аналойные иконы, так и крупные храмовые образы. Среди близких по времени произведений с тем же числом клейм назовем памятник неизвестного происхождения из частного собрания (И по плодам, 2003. Кат. 39. С. 374–382; Шалина, 2004), возможно написанный поволжскими мастерами, а также работу иконописца Иосифо-Волоцкого монастыря Евстафия Андреева (1697, МРИ; см.: В начале было Слово, 2013. Кат. 21 (И. Ш.). С. 152–153), отличающиеся по составу и порядку сцен.
Иконография житийного цикла, основанного на подробном повествовании о жизни святой, вошедшем в Великие Четии-Минеи, следует общепринятой традиции, но характеризуется как своеобразным последованием, так и смысловыми акцентами. Так, явление сопровождаемой ангелами Богоматери с орудием Страстей в темнице и исцеление Параскевы от ран изображены на иконе дважды, причем в третьем клейме эта сцена предшествует пыткам мученицы и происходит на фоне города, что не соответствует тексту. Эпизоды мучений немногочисленны, они занимают всего два параллельных клейма. В соответствии с поздней традицией, святая на них обнажена лишь до пояса, а не полностью, как в более ранних памятниках.
Надпись на иконе — древнейшее известие о церкви Сергия Радонежского в погосте Темный Бор, в документах упоминаемой лишь с конца XVIII века. При ее ликвидации в 1920-х годах храмовое имущество, видимо, перенесли в соседнюю Рождественскую церковь погоста Локня, где икона и была обнаружена экспедицией ГРМ.
Заказчик иконы, помещик Митрофан Яковлев сын, владевший землями в соседних Холмском и Торопецком уездах, упоминается в переписи 1710 года (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8181. № 560. Л. 863). До XVIII века территории Холмского уезда относились к Деревской пятине Новгородской земли, лежавшей на границе с торопецкими владениями. В художественном стиле иконы хорошо чувствуется переплетение особенностей искусства этих пограничных областей, причем тверские приметы проявляются намного ярче. Они сказались на характерной архаичности языка, лаконичности малофигурных композиций, упрощенности архитектурных форм, своеобразии фигур с крупными чертами ликов, схематично написанных горках. Наряду с выразительным и плотным личным письмом, залитым вплавленными широкими пятнами «светов», яркой насыщенностью декоративного по сочетанию колорита, эффектной жесткой графикой драпировок все это создает монументальный и чрезвычайно нарядный образ.
И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 170.