Коллекция онлайн

Чудо в Хонех

Вторая половина XV века


Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. 19 сентября - Воспоминание чуда, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах). 21 ноября - Собор Архистратига Михаила.

 

Чудо произошло в IV веке, во Фригии (область Малой Азии, сейчас - территория Турции), недалеко от города Иераполя (совр. название - Памуккале) находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм был сооружен усердием одного из жителей в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. К источнику стали приходить за исцелением. Язычники задумали разрушить церковь. Они соединили русла двух горных рек, чтобы бурный поток уничтожил храм. Святой Архипп, служивший в храме, усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве в решающий момент появился небесный заступник, ударил своим копьем о скалу, и в ней образовалась расщелина, в которую ушла вода. Таким образом храм остался невредим. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина". В честь этого чудесного события в церковном календаре 6 (19) октября установлен праздник. Подробнее о сюжете

8 чудес Архангела Михаила (журнал «Фома»)

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Вся поверхность находилась под толстым слоем грязи и птичьего помета. Тонкий грунт иконы сильно разрушен. Имелись многочисленные вздутия левкаса по всей поверхности, в нижней части иконы – полное отставание грунта и паволоки от доски. В местах утрат просматривались позднейшие записи.

Комплекс проведенных мероприятий:

Проведено сложное укрепление значительно разрушенного и потерявшего связь с основой грунта. Неоднократные пропитки слабым раствором (0,5–1%) осетрового клея восполнили недостаток связующего. В процессе укрепления наслоения грязи и птичьего помета постепенно утоньшались вплоть до полного их удаления. Полное раскрытие памятника производилось механически (скальпель, пемзовый карандаш) с использованием монометилового эфира этиленгликоля. Удалено несколько слоев поздних записей, существенно искажавших первоначальную композицию. Тонировки выполнены акварелью, после чего поверхность иконы притерта мастичным лаком в смеси со скипидаром.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 24.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: