Богоматерь Владимирская
Афон. 1602
- Дерево, темпера, оклад:, серебро, басма, эмаль, стекло. 25,2 × 21,9 × 2,4
- ДРЖ-3129
Пост.: 1974 от Я. В. Дурдина
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Камерная по размерам и интимная по настроению, икона полна тем "духовным изяществом", которое отличало произведения строгановской иконописи. Однако многие особенности "Богоматери Владимирской" исключают ее из круга строгановских и вообще русских памятников. Это, прежде всего, характер личного письма, сильно разбеленного, с резким контрастом светлых и затененных частей лика, своеобразный рисунок черт лица Марии. В трактовке и расположении тончайших линий золотого ассиста, пронизывающих одеяния Богоматери, узнается определенная система, свойственная греческим памятникам иконописи.
На тыльной стороне иконы почти полностью сохранилась греческая надпись о том, что икона – дар митрополиту Кесарии Палестинской от Элассонского архиепископа Арсения, который с 1588 г. постоянно пребывал в Москве при Архангельском кремлевском соборе – великокняжеской и царской усыпальнице. Арсений, родом из Фессалии, описал трагические события Смуты, свидетелем и участником которых он был; известен многочисленными вкладами в русские и иноземные монастыри. Иерархи православного Востока, подпавшего под власть турок, нередко обращались за помощью к русским царям. Получая богатые пожертвования и вклады от царской семьи и патриарха, посланцы константинопольских, греческих, иерусалимских обителей увозили с собой и дары архиепископа Арсения. На рубеже XVI и XVII вв. в Москве с миссией от иерусалимского патриарха Софрония побывал митрополит кесарийский Герман. Возможно, ему и была дана Арсением икона "Богоматерь Владимирская". Это не противоречит предположению о том, что икона написана греческим мастером: в то тяжелое для православного Востока время немало соотечественников архиепископа Элассонского и Архангельского Арсения постоянно и подолгу проживало в русской столице. Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 156.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Икона украшена серебряным позолоченным окладом с эмалью на венце и дробницах и цветными стеклами.
На обороте греческая надпись, перевод: «Смиренный архиепископ… Елассоны и … Архангельского московского монастыря… Арсений… настоящее святое … все(святей)шему митрополиту Кесареи Палестинской на молитву и благословение. В Москве Великоросской 7110 (1602) месяца января…»