Богоматерь Владимирская
Стоящая у истоков художественной образности русских Богородичных икон, «Богоматерь Владимирская» (ГТГ), выдающийся памятник византийской живописи первой трети XII века, одна из наиболее прославленных русских святынь, во многом определяла духовную жизнь православной Руси на протяжении девяти веков ее истории. Предание приписывает «Богоматерь Владимирскую», как и многие древние чудотворные иконы, кисти святого евангелиста Луки, будто написавшего ее еще при жизни Марии. Древние летописи сообщают о том, что икона была привезена из Константинополя в Киев и находилась среди сокровищ женского монастыря в Вышгороде. Когда князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, решил в 1155 году отказаться от киевского престола и отправился на княжение во Владимирскую землю, он взял с собой именно этот образ, поразивший его своей красотой («яко прешла бе всех образов»). Там специально для нее был выстроен Успенский собор, составлена служба и «Сказание о чудесах Владимирской Богоматери», где рассказывалось о великой чудотворной силе иконы, воскрешающей мертвых, исцеляющей больных, защищающей город от нашествия врагов. Ее почитали как палладиум Владимирского княжества.
Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы (21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября)). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа (8 сентября), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
К концу XIV века с возвышением Москвы и перенесением сюда политического и культурного центра Северо-Восточной Руси все чаще вспоминали пророчество святителя Петра, предсказавшего покровительство Богоматери городу. Особым вниманием московские князья окружили древнюю византийскую святыню. Поэтому, когда в 1395 году к Москве приближались многочисленные рати Тамерлана, великий князь Василий Дмитриевич вспомнил, прежде всего, о владимирской иконе и, надеясь обрести в ней защиту от «поганых тотар», повелел перенести ее в Успенский собор (Сретение Владимирской иконы Богоматери, ДРЖ-1018).
В конце XIV — начале XV века древняя византийская икона «Богоматери Владимирской» подверглась значительной реставрации. Были увеличены ее размеры, на обороте появилось изображение Престола Уготованного с орудиями страстей. Для иконы был сделан драгоценный серебряный оклад, специально заказанный митрополитом Фотием. Тогда же написали первые копии с «Владимирской Богоматери», которые связывают с работой Андрея Рублева. Одна из них была отправлена во Владимир, другая, известная как «запасная» «Владимирская», оставлена в Москве. Они повторяют иконографию оригинала, но отличаются от него несколькими деталями. Эти списки, в свою очередь, послужили созданию новых многочисленных повторений и реплик. Одной из них и является икона из Русского музея (ДРЖ-275).
Распространение копий и списков «Богоматери Владимирской» было связано сначала с Москвой, куда в 1480 году окончательно переместили святыню, и со среднерусскими землями. Иконография «Богоматери Владимирской» стала своеобразным художественным символом этих иконописных школ. Однако уже в XVI веке иконы с таким изображением можно было встретить в самых отдаленных уголках России. Варьирование иконографии прославленной святыни привело к созданию новых ее типов: видимо, так появились типы «Богоматери Федоровской» (ДРЖ-2153), «Ярославской» (ДРЖ-2101), «Донской» и др. Но не исключено, что в основе каждого из них мог лежать свой византийский прототип. Ирина Шалина. Образ Богоматери в прославленных и чудотворных иконах (списки, изводы, сказания) // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 146-147.